Я вспоминаю свое детство, и было очень много случаев, когда дети жестоки друг к другу, многого не понимают. Не могу сказать, что ситуация радикально поменялась. Всегда так было. Но здесь очень много зависит от учителя. Часто учителя неосознанно говорят пренебрежительно о ребенке или посмотрят неодобрительно. Для остальных детей это сигнал, что можно так обижать.
Буллинг в школе — это административная проблема, и она именно сверху должна решаться. Как на деле бывает: учителя вроде ратуют за хорошие отношения. Но на уровне школьной иерархии: пришел директор в класс и при детях сделал замечание учителю. Или не при детях, но очень авторитарно отчитывает его. Учитель обязательно это донесет вниз. Этот механизм работает так: начальник наорал на мужчину, мужчина наорал на жену, жена — на сына, сын — на собачку.
Проявление насилия всегда было, потому что дети разные. Это есть везде. Наше общество не уникально в этом смысле. Когда есть рабочий закон, запрещающий подобное насилие, тогда есть больше механизмов регулирования. У нас это не работает. Не любой родитель пойдет защищать ребенка от оскорблений и унижений педагога: у него свой детский страх учителя. Родитель тоже будет стоять с понурой головой и выслушивать, как его, взрослого дядьку, отчитывает учитель. Это проблема извечная, и решается она административными способами.
Я бы не сказала, что школа калечит.
Лично для меня школьные годы были не самым лучшим временем. И я считаю, что эти неприятные годы нужно просто пережить, так как эти неприятности готовят нас к взрослой жизни.