Поскольку данный биологический вид именуется как "человек разумный", то это предполагает наличие разума у всех членов людского сообщества. Ключевым для понимания здесь является степень этой разумности. Насколько человек способствовал своему развитию и в какой мере ему помогали существующие социальные условия. Ведь уровень развития общества (доминирующие политические, экономические структуры, морально-этические принципы) способны как стимулировать, так и "гасить" стремление индивида к совершенствованию.
А процесс расширения собственной разумности обусловлен социализацией и активным использованием накопленных разносторонних знаний - научных, философских, эзотерических, религиозно-мифологических, художественно-эстетических и проч. Человек впитывает в себя то, что накоплено предыдущими поколениями и включено в социальную память (книги, традиции, мифы и предания, исторические факты с их определенной интерпретацией, нормы поведения и т.д.).
И лишь затем, став полноценной личностью, он сам начинает производить - через многообразные формы творческой активности - все то, что послужит новым вкладом в материальную и духовную культуру цивилизации. И даст основу для развития разума у следующих поколений.
В этом проявляется историческая связь разумных форм у последовательно сменяющихся этапов эволюции, именуемая преемственностью поколений. И благодаря чему происходит прогресс и его стремительное ускорение.