Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как тема мечты и действительности раскрывается в романе «Золотой теленок» Ильфа и Петрова?

Можно ли подвести произведение «Золотой теленок» Ильфа и Петрова под тему «мечта и реальность»? Если да, то как? От чего отталкиваться?
ЛитератураИнтересное+3
Александра М
  ·   · 2,9 K
Автор учебника и книг по литературоведению...  · 5 окт 2021
Эта тема в романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок" является одной из самых главных, и найти ее там не только можно, но и необходимо, поскольку главного героя романа Остапа Бендера характеризует именно его мечта. Тема мечты не может быть отделена от образа Бендера - вообще говоря, одного из самых сложных в русском комическом репертуаре.
Для понимания образа Бендера нужно помнить, что с первой и до последней страницы романа его окружает ореол некой явственной интеллектуальности. Это и не удивительно: на Бендере лежит отсвет обстановки рубежа XIX - XX веков, а в 1933 году, году выхода в свет романа, еще живы главные фигуры этого периода Шоу, Горький, Куприн и Бунин. Остап Бендер не имеет биографии, но при всем этом как человек своей эпохи, первой трети XX столетия, он осознанно живет в мире культуры, - черта, резко отличающая его от кинобандитов, например, из 1990-х годов. Его рассуждения, афоризмы, шутки пронизаны широкими культурными ассоциациями ("Гомер, Мильтон и Паниковский"). Вот от этого и нужно отталкиваться, и эти культурные ассоциации нужно чувствовать при чтении. Кстати, само название романа - это реминисценция слов из куплетов Мефистофеля из оперы Гуно "Фауст" о "кумире священном - тельце златом", и в сюжете "Золотого теленка" есть очень много от настроения житейской трагикомедии, где "люди гибнут за металл" на бале Сатаны.
Важно отдать себе отчет в том, что тема мечты и реальности в романе плавно переходит (модулирует, говоря языком музыки) в тему несоответствия и несообразности масштабов средств и цели . В третьей части романа под названием "Частное лицо" она закономерно приобретает минорный и даже трагический характер.
На страницах "Золотого теленка" Остап Бендер предстает знающим жизнь, остроумным, щедрым и артистичным. Бендер ставит на карту свой артистизм, знание жизни, любовь и, в конечном счете, талант , - и, конечно, тактически выигрывает, но выигрыш в тактике оборачивается проигрышем, так сказать, в фундаментальной стратегии - безо всякой иронии.
Несопоставимость цели, избранной им в качестве основного жизненного ориентира, и примененных им средств становится видной именно ему - как человеку, который по начитанности и кругозору стоит на несколько голов выше всех остальных героев романа, типичных для обстановки самого начала 1930-х годов. Именно поэтому трагедию разбитой мечты, оборачивающуюся жизненным крахом, ему дано пережить особенно остро. Внутреннее содержание его личности позволяет ему смеяться над собой. Смотря на себя со стороны, он видит себя пародийным оперным индийским гостем (в одноименной главе), вдохновенно поющим "не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных". Реальный индиец, встретившийся Бендеру философ-бенгалец, восхищенно рассказывает ему о пионерском лагере (в этой детали видны реминисценции публицистической книги Рабиндраната Тагора "Письма о России").
Бернард Шоу говорил, что наряду с трагедией не исполнившейся мечты существует и трагедия мечты исполненной. Герой романа переживает по очереди две эти трагедии. За миллионом Корейко не стоит ничего в смысле жизненного успеха, а греза о романтическом морском путешествии в Рио-де-Жанейро на белом пароходе оборачивается банальным ограблением Бендера румынской пограничной охраной. Таким образом, Остап Бендер оказывается в ситуации пушкинского Германна из "Пиковой дамы". Он теряет все и чувствует, что его покидает ощущение смысла собственной жизни.
Огромное литературное мастерство и тонкость акцентов Ильфа и Петрова сказались в следующем:
  • Магистральная идея романа из советской жизни глубоко связана с русской традицией и гармонирует с ней, но для проведения ее авторам не требуются плакатные штампованные ходы советской беллетристики. Напротив, положение Бендера, ведущего частное, не зависимое от государства расследование и сидящего на чемоданах в ожидании парохода в Бразилию, возносит его над советским официозом. Несколько поколений читателей СССР, принимая в некоторой мере ценности советского общества, получали прививку от этого официоза.
  • При создании образа Остапа Бендера, человека, имевшего связь с криминальным миром, авторам не требуются уголовно-жаргонные выражения.
  • Роман Ильфа и Петрова предсказал ситуацию 1990-х годов. Классика всегда предсказывает и будущее.
По этим причинам в русской литературе дилогия Ильфа и Петрова вполне заслуженно стоит в одном ряду с "Мертвыми душами" Гоголя.
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 19 окт 2018
думаю, что можно - мечта Остапа о Рио Дежанейро, Балаганова о 6 тысяч 400 рублей для полного счастья, мечта Паниковского о том, чтобы вставить зубы и женится, честное благородное слово ну и конечно же мечта отца  Федора о... Читать далее

отца Фёдора приплел к Золотому теленку, а он не из той "оперы". Эх, жаль, он так красочно дополнял картину ;)

надоело  · 19 окт 2018
Собственно говоря весь Теленок это как раз мечта и реальность. Мечта в самом что ни на есть рафинированном , если можно так сказать про мечту, виде. Помните чего хотел Остап? Миллион. Ровно один миллион. Из десяти миллионов... Читать далее
Ни то чтобы совсем ни с чем. Разве не для того, чтобы мечтать, грустить и посмеиваться не без умиления над жизнью... Читать дальше