Нет, как мне кажется, психолог занимает (на мой взгляд) не первое место в цепочке. Поясню
Больше всего времени с учеником проводят в школе одноклассники и учителя которые могут заметить изменения в поведении, психолог не может разговаривать с каждым учеником по часу(учеников много).
Чтобы нормально диагностировать человека, нужно примерно две встречи по 1.5 часа+время на обработку результатов. (Такое время некто не даст, да и много ребят).
Если психолог увидел, что скажем у ребёнка повышена тревога (диагноз он не ставит) я вижу несколько направление:
Подойти к учителя
Подойти к другому "старшему коллеге"
Подойти к родителям.
Почти все дороги поведут к родителям, которые скажут что-то типа между "ок мы поняли, нас это тоже волнует" до "не лезьте не в своё дело, все у нас нормально".
Самое забавное что 85-90% не зависимо от ответа, все равно нечего делать не будет вообще.
Поскольку большинство проблем(на самом деле почти все проблемы подростков и детей), это последствия взаимоотношения в семье, в первую очередь должны быть заинтересованы родители, без из желания нечего не исправить, если они не заинтересованы, а они не будут, по большей части, поскольку если бы их это реально волновало, то они бы уже обратились за помощью давно.
Тем более кто такой психолог? Ну так, тут же учителя с большим стажем работы, заслуженные педагоги и тд и тп.
п.с. Это мое представление сам в школе не работал, многие апологии с опытом моим из пнд.