Мой ответ - однозначно да, может.
Во-первых, нужно определиться с терминологией.
Семейный альбом - это снимки и возможно другие объекты (документы, письма, пряди волос и т.д.), объединенные в некую последовательность при помощи формы албома (листов, обычно крупного формата, сшитых вместе). На самих фотографиях, или на листах, их закрепляющих, возможны подписи: даты, имена, места.
Данный объект имеет первоначальную функцию - собирать и хранить семейную память. Информацию о предудущих поколоениях. Такие альбомы можно часто видеть в домах пожилых людей. Эти объекты являются семейной реликвией, передаются из поколения в поколение. Но, при условном обобщении, они обладают ценностей только для близких родственников (чаще - потомков) людей, на этих снимках изображенных. Поэтому так часто альбомы оказываются на свалках или продаются за копейки на блошиных рынках: это значит, что все обладатели альбома ушли из жизни, не оставив прямых потомков, или потомки оказались оторваны от семейной истории, или попросту не заинтересованы в ней.
Однако случается и обратное: анонимный семейный албом может оказаться ценностью не только для отдельных посторонних людей: коллекционеров либо социлогов, историков или художников и, но и для целого пласта населения.
Это была еще идея Л. Н. Толстова, что историю формируют не большие события, описанные в учебниках, но сумма всех маленьких частных жизней, устремлений, проблем.
По сути, типическая фотография из семейного альбома рассказывает нам очень мало об отдельных конкретных людях, изображнных на этих фото. Гораздо больше эти фотографии рассказывают о самом медиуме, приеме, явлении фотографии. Люди на фото обычно замирают в искусственных позах. На ранних фото (конец XIX - начало XX века) присутсвуют искусственные задники. В целом, люди стремятся предстать на фото такими, какими они хотят остаться в истории поколений, но не такими, какие они есть на самом деле. Также, как упоминала Сьюзен Зонтаг в своей книге "О фотографии", люди часто стремятся воспроизвести на фотографии отсутствующие в реальности связи: сфотографироваться рядом с родственником, которого видишь только раз в год по случаю праздника и - косвенно - по случаю создания этой самой фотографии.
Для меня семейный альбом - это не собрание изображений отдельных людей, которых я хочу рассматривать, чтобы получить какую—то информацию о них. Я не вижу конкретных людей: они кажутся мне удивительно похожими, как близнецы, пропущенные через конвейер фотографического медиума. Меня воодушевляет скорее само сияние прошедшего времени, которое можно считать с лиц, интреьеров, костюмов, поз и ситуаций. И само ощущение смерти, смертности. Так было до нас: эти изображения - пожалуй, доказательство того, что смерть существует. Что жизнь была до нас, и выглядела она вот так. Или: пыталась выглядеть вот так, но самое главное, что она была. Само стремление выглдяеть, казаться, быть запечатленным, остаться - уже свидетельство жизни. Наши фотографии - это пожалуй, единственное достоверное доказательство нашего существования, которое останется после нашего ухода из этого мира.
Такой способ рассматривать семейные фотографии и рефлексировать на них и есть тот повод поместить их в контекст искусства. Ведь искусство есть не что иное, чем белые стены, предельная концентрация внимания, лупа, сквозь которую мы можем посмотреть на вполне обыденные вещи.
Первой в истории искусства музейной выставкой, полностью посвященной теме семейного альбома, был проект голландского графического дизайнера и коллекционера Эрика Кесселса в музее FOAM в Амстердаме. Собрание альбомов и их репродукций были представлены в самом разном ключе - от связанных стопок реальных альбомов, до гиганстких листабельных страниц-экспонатов, до ковриков ванной комнаты. Эрик концентрировал свое внимание на интересностях: Женщина, ежегодно фотографирующаяся в тире с ружьем. Две сестры, появляющиеся на всех фотографиях в самых модных нарядах во время второй мировой войны, пока одна из сестер не исчезает бесследно и таинственно. В целом, выставка стала первым прецендентом, позволяющим однозначно сказать: да, семейный альбом - это чрезвычайно интересное явление, и он может быть объектом искусства. Странно, что никто об этом не подумал раньше.
Да, семейный альбом может стать произведением искусства. Но я думаю, что важны его форма, содержание и гармония между ними как в любом искусстве.