Мне кажется, что после «Фонтана» Марселя Дюшана задавать такой вопрос уже странно. Искусством может быть, что угодно. В теории. Другой вопрос, как это бывает на практике. Является ли искусством некий конкретный семейный альбом? И почему, если да, и почему, если нет. Ведь, семейный альбом - это форма, определенный способ хранить и передавать информацию о некой общности людей, связанных кровными узами, и, возможно, чем-то еще.
Вспоминаю в этой связи работу Яны Романовой из Санкт-Петербурга, ее анти-семейный альбом «Швилишвили», что в переводе с грузинского означает «внучка». В этой работе автор ставит под вопрос способность фотографии хранить и передавать информацию о семье из поколения в поколение, что является одной из функций, закрепленных за семейным фотоальбомом традицией.
Возможно, это как раз тот случай, когда семейный или анти-семейный альбом создается не ради себя самого, как функции, а ради чего-то другого, выходящего на уровень размышлений о фотографии как о языке, о ее специфичности, природе. Сам альбом – это только повод, с чего можно начать такой разговор. Это, на мой взгляд, одна из тех вещей, которая позволяет отнести «Швилишвили» к искусству.
Вот он. по ссылке ниже:
Да, семейный альбом может стать произведением искусства. Но я думаю, что важны его форма, содержание и гармония между ними как в любом искусстве.