"Путешествие" в современно значении имеет налет довольно праздного занятия. Этот контекст у данного слова появился благодаря тому, что в обществе Модерна (15/16-20 вв.) появилось соответствующее занятие - праздное путешествие. Изначально подобного рода путешествия были доступны исключительно высшим слоям или состоятельным купцам. Направлением путешествия чаще всего становились Италия или Франция. Утонченный человек должен был уметь ценить руины, пейзажи, архитектуру, живопись и местные аристократические кружки и развлечения, окружающий люд для него составлял часть этого антуража. Постепенно к 19 веку путешествовать научились и буржуа, и крестьяне, и даже рабочие, а в 20 веке это стало уже общим занятием.
При этом в древних текстах у нас тоже есть и путешествия, и хождения, но они отличаются тем, что у них другая цель - не понаблюдать, а нечто сделать. Это могут быть деловые поездки, военные походы, эмиграция из-за самых различных угроз или паломничества. Если говорить о Раннем Новом времени, то наиболее похожей на современные путешествия практикой были именно паломничества, которые заключались в переходе с места на место в поисках реликвий, святых людей и мест и с целью приобщиться к ним и исполниться Духа Святого. Часто в такие паломничества отправлялись и крестьяне - по разным причинам, но почти всегда не от самой хорошей жизни. К сожалению, у нас практически не осталось их воспоминаний об этом. Но есть один из самых известных таких маршрутов - дорога к святому Яго (Иакову) в Северной Испании.