Человек - существо биосоциальное, то есть социальное воспитание по мере роста человека неразрывно связано с его биологическим развитием и только в совокупности может обеспечить получение полноценного человека. Дружба - это один из важнейших социальных навыков человека, самый важный после навыка устной речи и чтения. Если ребенка поместить в условия, в которых при нем совершенно не будут разговаривать - то ребенок не освоит человеческую речь и после возраста 7-8 лет уже не сможет освоить речь до конца своих дней. По сути мы получим социального инвалида - человека, который останется немым из-за того, что вовремя не овладел важным социальным навыком. Даже элементарное выживание такого социального инвалида даже в условиях современного гуманного общества - останется ежедневной проблемой и для человека, и для общества. Если человек к совершеннолетию не смог освоить социальный навык "умение дружить" - то его положение в современном обществе не будет столь же драматичным и наглядным примером, но неполноценность этого человека отметит каждый.
Умению дружить учат не только родители, книги, фильмы, но и прежде всего практические занятия в социальной среде ребенка/подростка/юноши(девушки). Особенно плодотворными оказываются такие "практические тренировки" в условиях коллектива, помещенного в суровые условия и решающего важные и ответственные задачи, которые цементируют коллектив буквально в "единый организм". В советское время созданию таких условий придавали большое значение: это и бесплатные летние пионерские лагеря, и многочисленные секции в Дворцах пионеров, и ДОСААФ, и студенческие стройотряды, и многодневные турпоходы по необжитым местам, и конечно - служба в армии. Именно из перечисленных мероприятий люди возвращались настоящими друзьями, готовыми доказать свою дружбу высшей мерой испытания - готовностью без раздумий отдать собственную жизнь за друга. В современном обществе эти механизмы сломлены или в значительной степени утрачены, культивируется отвращение к коллективу и приоритет собственного "я", поэтому современному человеку сложно полноценно освоить социальный навык "дружба". Но даже если человеку не повезло вырасти социальным инвалидом в отношении навыка "дружба" - это не повод отчаиваться. Достаточно посмотреть Параолимпийские Игры и вдохновиться опытом физических инвалидов, которые благодаря целеустремленным усилиям - успешно компенсируют свою физическую инвалидность и обеспечивают себе полноценную жизнь.
Все вышесказанное, надеюсь, доступно объясняет, что "дружбу" не надо пытаться ЗАВОЕВАТЬ, что "дружба" - это жизненно важный социальный навык, который каждый человек должен стремиться ОСВОИТЬ. И без суровых испытаний, без наработки привычки полагаться на друга и не подводить друга, без проверки дружбы "на прочность" - настоящей дружбы не добиться.
Но, есть и далеко не мирные сферы деятельности человека - например, разведка/контрразведка. В этих сферах, разведчик, внедренный в ряды врага, должен уметь "дружбу" буквально завоевать. "Завоевание дружбы" в таких условиях - это тоже навык, который можно освоить - есть книги, курсы, преподаватели. Стоит ли получать этот навык ради применения в обычной жизни? Зависит, конечно, от нравственных принципов и устоев человека, его жизненных целей. Настоящей такую дружбу никак не назовешь, так как тот, кто дружбу "завоевал" - с самого начала должен был другого человека обманывать, а значит и не уважать. Без глубокого взаимоуважения, на ежедневном обмане и лицемерии - нельзя построить настоящую дружбу.