Мы устали от правильных ответов. Мы ждем постановки правильного вопроса – эту философскую мудрость когда-то подарил миру земляк Мишеля Фуко знаменитый французский интеллектуал Жан-Люк Годар. Поставленный автором вопрос – это редкий в природе вид вопроса – правильный вопрос. Однако правильному вопросу не требуется правильного ответа. Правильный вопрос имманентно содержит в себе все неправильные на него ответы – и после всех озвученных неправильных ответов останется только один – правильный. Который уже не должен быть озвученным, потому что все знают – что именно осталось после данных неправильных ответов. Как правило, правильные ответы даются на неправильные вопросы – их конечная цель отнюдь не в том, чтобы ответить на вопрос правильно, но правильно задать неправильный вопрос. Но правильный вопрос не всегда абсолютен: иногда этот правильный вопрос является более правильным в конкретное время и менее правильным – в другие эпохи. Время для того, чтобы задавать конкретно этот правильный вопрос, еще не прошло, но задавать его нужно было гораздо раньше. В не совсем правильных формах (да – правильные вопросы могут быть неправильно заданы) его задали в 2001 году в России. Журнал «Новое литературное обозрение» разослал ученым-гуманитариям анкету с вопросом «Актуален ли Фуко для России?» и опубликовал результаты анкетирования в 49 номере. Неправильные (и, кто знает, правильные) ответы на поставленный правильный вопрос были даны тогда. Правильно и неправильно переотвечать на них сегодня бессмысленно. Но если бы я все же попытался дать неправильный ответ на этот правильный вопрос, я бы задал этот вопрос неправильно и кратко сформулировал бы его так: «А кто в России не занимается Фуко всерьез»? (Не)правильные ответы на этот правильный, но теперь уже неправильно сформулированный вопрос даны все в том же номере НЛО.