Основой теоретического ответа на вопрос может быть кумулятивный ряд субъектов: «информированные» -знатоки-грамотеи-исследователи. Он показывает филогенез живых существ, обладающих мозгом, в т. ч. людей, и их онтогенез. Основой этих уровней умственного развития служит системное понимание приобретаемых при жизни образов (по-гречески «идей») реальности. Такие образы возникают в мозгу живых существ, в т.ч. людей, при жизни на основе органов чувств и обеспечивают их существование. Тем самым уже они оказываются информированными («учеными») об ареале их жизни, что важно для их выживания. Например, ребенок осознает опасность огня и соответственно удаляется от него. Тем самым он уже «ученый». Более развитым ученым является человек, освоивший язык, и воспринявший на его основе знания о достоинствах и опасностях огня. Он уже знаток. Степень его эрудиции растет при освоении грамотности – умения читать и писать. Тем самым он становится грамотеем и естественно воспринимается остальными как ученый. Скажем, когда более века назад 90% крестьян были безграмотными, то для них были учеными те, кто мог читать и писать. Конечно, сегодня грамотеев не признают за ученых потому, что большинство людей развили эту свою способность. Сегодня учеными называют профессиональных исследователей.
Осмысливая сказанное, добавлю следующие соображения на основе разработанного более чем за полвека понимания мышления вообще, диалектического в частности, и уроков логического мышления, вторая версия которых выставлена в 2020 г на Ютубе. Современные ученые- исследователи не в полной мере адекватны потребностям современной науки – они не овладели теоретической наукой своих профессий потому, что не развили своей способности теоретически понимать сущности исследуемых ими объектов с помощью диалектической логики