Первые меры по страхованию начали применять в древнем Вавилоне во 2м веке до н.э. Купцы получали выплаты в случае потери их товара караваном. Для этого со всех желающих брали плату равную части стоимости груза.
Во 2м веке н.э. в Китае при переправе товаров по воде, купцы разделяли товары на несколько судов, для распределения рисков. Но эти мероприятия никак не подкреплялись мат расчетами, поэтому с современным страхованием имеют мало общего.
Страхование же похожее на то, что происходит сегодня, берет истоки в Англии. В 17м веке некий Эдвард Ллойд владел таверной недалеко от лондонского Тауеэра. Завсегдатаями заведения Ллойда были моряки всех званий и рангов, которые поддав градуса рассказывали веселые и страшные истории о морских чудищах, штормах, цунами и чего там еще они видели на морской службе. Рассказывали также о тех судах, которые не вернулись в порт так как были поглощены пучиной морской. Ллойд был человеком скурпулезным и все истории записывал, то ли для того, чтобы пугать своих детей и внуков, то ли просто ради удовольствия.
Через годы Эдвард Ллойд понял, что его записи (за исключением рассказов о морских чудищах) это документированная статистика рисков крушения судов и материальных потерь владельцев грузов. Поняв, что эта информация будет полезна клиентам таверны, Ллойд начал выпускать так называемый “листок Ллойда”. Мол, в прошлом году было произведено А морских путешествий, из них Б кораблей потерпели крушение, С кораблей побывали в передряге, но вернулись в порт изрядно потрепанные стихией и средний материальный ущерб составил Д фунтов стерлингов.
Завсегдатаи заведения Ллойда тем временем объединились в клуб, который позволял скинуться частью прибыли и пополнить кубышку из которой выплачивались деньги тем судовладельцам, кто получил материальный ущерб. Гарантом выплат выступал владелец заведения Эдвард Ллойд.
В конце 19го века организация Ллойда, к этому моменту уже умершего, была преобразована в страховое общество. Компания соединила в себе все те данные, которые были собраны за 200 лет своего неформального существования и подкрепила их правовыми актами и уставным капиталом. Эта организация является первой классической страховой компанией в мире и здравствует до сих пор.
В России первый закон о страховании жизни был принят в 1771 году и в народе назывался “Закон о вдовьей казне”. За ним в царской России последовали законы о страховании о пожарах, ведь большинство домов на тот момент стоилось из дерева. Закон о страховании судов в Черном море и законы о других транспортных видах страхования. Государство установило монополию на страхование имущества и здоровья.
После революции 1917 года в страховании ничего не поменялось – его продолжило курировать государство, на этот раз СССР. Но государство разделило монополию на 2 страховые компании: ГосСтраху отошли все виды страхования на территории СССР. Компания ИнГосСтрах, как нетрудно догадаться, занималось всеми видами страхования в интересах СССР за ее пределами.
В современной России свободный рынок страхования начал развиваться в 1991 году после распада СССР. Интересно заметить, что обе компании из Советского Союза живут и здравствуют. ГосСтрах – переименовалась в РосГосСтрах, а Ингосстрах оставил прежнее название. Каждая из них оказывает весь спектр страховых услуг. Кроме них были образованы сотни новых частных страховых компаний. Не все из них пережили сумасшедшие 90е и тучные 2000е и сегодня более половины рынка страховых сборов занимают 10 компаний.
Мама работает в страховой компании и как-то я у неё спросил, мол что до осаго автомобилисты делали. Она ответила просто "Били друг другу морды". Ну и как круто говорилось в одной рекламе - Insurance от слова sure.