Когда мы говорим о ПОНЯТИИ "Бог", то сталкиваемся не с его появлением (его никто не нашел где-то брошенным или потерянным). Понятие может появиться только, как обретение смысла, то есть обнаруженной реальности бытия, стачала становящейся, затем развивающейся и, наконец, установленной во всеобщем сознании людей. Бог, как категориальное понятие становится опорой большинства других смыслов и держит человека в его вертикальной состоятельности, то есть в безусловном признании всех себе подобных людьми-человеками. Понятие "Бог", в данном контексте, это симфонический синтез языка, мировоззрения и рождения новой социальности и культуры собственно людей. Теперь о предтечи понятия "Бог" - оно не выросло на поле и не свалилось с неба. Оно было добыто самим человеком, который мог стать охотником за символами (таких было немного), войти в ту саму синергию, дотянуться до великого Молчания мира. Далее, прояснить для себя присутствие творящего Принципа, принять, соединиться с ним. Понять самому и доступно передать другим суть этой тайны. На верхнем полюсе великого Молчания охотник обнаруживает то, что потом в его развитии признают и назовут Богом, но путь будет не близким. Отсюда все споры этнографов, религиоведов, культурологов, философов и т.д., о факте появления Бога в протоистории и истории человечества. С моей точки зрения траектории Путей Бога в этом мире начинают расти вместе с самим становлением H.s. Ведь разум без опоры на на полюс в себе и полюс (верхний) вне себя не удержится в вертикали, а ползающий разум (только в себе) - это нонсенс. Позволю себе напомнить один из принципов Махабхараты: "Для несобранного нет разума" - то, что не собрано, не обладает целостностью, не способно творить себя, - не может стать разумным. Одна из целей Природы - развить, подготовить то сущее, что способно обрести разум - принять и приватизировать сознание. Сегодня мы можем предполагать три попытки Природы на этом пути, о последней, относительно удачной и с неясной перспективой, мы сейчас и говорим - это история вразумления H.s. (полагаю, что человек в своем становлении появляется, как форма развивающегося сознания. При этом культурная и социальная ткань является необходимой средой и условием такого развития). Однако в условиях полемики по вопросу - "Когда в существовании человечества появилось понятие «бог»..." возникает, на мой взгляд более важный вопрос: "Зачем в истории человечества оказался необходим Бог? Он появился в Истории или вместе с человечеством (с мирогенезом, как таковым)?". Ответ будет таким: от понятия "Бог", мы восходим к порождающему (первичному) символу Бог и принципу, фактору Бог. Это позволяет перейти к метарассмотрению Бога и его "места" в конструкте мироздания и становления человечества. Все это окажется синергийно связанным (здесь и далее я опускаю промежуточные шаги в доказательствах). Устойчивость сознания и разума для нас и в нас требует способности к рефлексии - виденья себя извне (видеть то, что я зрю; думать о том, что я думаю; переживать то, что я переживаю и т.п.). В этой способности мы обнаруживает себя и Другого, Других, как условия совместности, взаимоосознанности и первично заданного равноправия, то есть человечности. На верхнем полюсе рефлексии мы обнаруживаем и метанаблюдателя, Того, кто все видит. Он тот, перед кем не словчишь, - он свидетель правды, - она же твоя прада в твоей человечности. Принцип Бога пронизывает (соприсутствует) человека, пока он верен своему Имени. Человек. в этом смысле, со - вестник другим людям и Богу. Мы получаем интересную триаду: Человек - Бог - Другой человек. Если выбросить Бога, мы теряем безусловного регулятора и свидетеля Мер. Примат человеческих отношений легко девальвирует к произволу взаимодействий. Можно приводить и другие важные факторы вочеловечивания, но остановимся здесь. ВЫВОД: без Бога (для атеистов: Протоусловия Мирогенеза) человечность, разумность, сознание не устанавливаются. Человек и Бог - взаимообусловленная необходимость (один без другого полноценно не бытуют).
А что случилось с Зевсом и его командой? На пенсию всех отправили?