Дуэль берет свой начало с судебных поединков в раннем средневековье ( см. Песнь о Роланде и прочие источники ), в феодальную эпоху это был простой и эффективный способ решения сложных судебных споров и вопросов чести ( измены женщин, клевета, публичные оскорбления и т. п. ). В эпоху становления абсолютизма и усиления государства в социальной жизни, к поединкам чести стали относится сдержано, пока наконец официально не запретили. Дворяне были нужны для войн, а заполонившие столицы мелкие и спесивые дворяне, в поисках лучшей доли в королевской армии или на службе крупным государственным деятелям, дрались много, чем сильно криминализировали столицы европейских держав.
Дрались порой просто потому, что было особенно нечего делать вне войн, дрались желая получить славу бретеров ( что-то вроде рок-звезд или секс-символов той эпохи ), часто это были и мелкие разборки кредиторов и должников, бытовых конфликтов. Хрестоматийно это время описано у Дюма-отца в первой части "Д'Артаньян и три мушкетера", кардинал Ришелье тогда запретил дуэли как уголовное преступление.
Несмотря на строжайшие запреты повсеместно, дуэли благополучно происходили до начала XX века. Вплоть до того, что часто вызовы получали и августейшие особы. Возникла двойственность, с одной стороны государство и закон, с другой дворянская честь, и дворянская честь была выше закона всегда. То есть, получив вызов на дуэль, и пойти после писать заявление в полицию было невозможно, к поединку чести относились трепетно, и все свидетели, секунданты и участники делали всё, для того, чтобы максимально законспирировать акт. Виновники дуэлей, несмотря на строжайшее наказание, редко несли полную ответственность, наиболее часто они получали ссылку в зоны затяжных и сложных конфликтов на окраинах страны или в колониях.
Причина очень простая: дворянин воспринимался как вассал государя и этот последний считал только себя в праве распоряжаться своими подданными. Хочешь умереть - иди на войну и умирай там за своего государя.