Я хотел бы поспорить с остальными отвечающими. Давайте посмотрим вот на этот отрывок: loveread.ws Это эпизод в конце седьмой книги, в котором Гарри просматривает воспоминания Снейпа и видит его разговор с Дамблдором.
В этом разговоре (сам он состоялся перед шестым учебным годом) Дамблдор указывает Снейпу, чтобы тот в нужный момент поведал Гарри страшную тайну о последнем крестраже. Обращу внимание на пару фраз:
(С) — Все эти годы… я думал… что мы оберегаем его ради неё. Ради Лили.
(Д) — Мы оберегали его, потому что было очень важно обучить его, вырастить, дать ему испробовать свою силу.
<...>
(С) — Я шпионил ради вас, лгал ради вас, подвергал себя смертельной опасности ради вас. И думал, что делаю всё это для того, чтобы сохранить жизнь сыну Лили. А теперь вы говорите мне, что растили его как свинью для убоя…
(Д) — Это прямо-таки трогательно, Северус, — серьёзно сказал Дамблдор. — Уж не привязались ли вы, в конце концов, к мальчику?
Здесь отчётливо видно, что до сути дела Дамблдор дошёл уже давно, иначе бы он ответил что-то вроде "Простите, Северус, в процессе оберегания выяснилось, что мальчик должен умереть". На самом деле из тех испытаний, что Гарри проходил во время учёбы, большая часть состоялась благодаря действиям Дамблдора (или его активному бездействию). Эти испытания должны были воспитать Гарри, на что есть намёки и в его диалогах с Дамблдором.
На всю серию книг можно посмотреть с другой стороны, если ознакомиться с теорией под названием «Большая игра профессора Дамблдора» (wikia.com), очень советую.
Спасибо за ссылки. Совсем по другому взглянула на труды Дж. Роулинг.
Судя по всему, окончательно — в пятом томе, когда Гарри увидел глазами Нагайны нападение на Артура Уизли. Но подозрения у Дамблдора были и раньше: уже сразу после первого падения Вольдеморта он обращал внимание на шрам Гарри Поттера.
Серьезные подозрения точно были еще с тех пор, когда Дамблдор узнал, что Гарри змееуст. Он еще тогда сказал, что "Волдеморт что-то передал тебе от себя, когда оставил тебе этот шрам".
На 5 курсе эти подозрения на 100% подтвердились.
Скорее всего, Дамблдор узнал на втором курсе обучения, когда Гарри проявил способности к парселтангу (змеиный язык), так как этот язык перешел к Гарри непосредственно от Вольдеморта.
Вероятно, он догадался во второй части, когда Гарри контактировал с Томом Редлом и говорил на парселтанге, но скорее всего в шестой, когда Дамблдор подослал его к профессору Слизнорту, иначе это не имеет смысла.