Для начала нужно понимать, что Православная Церковь состоит из христианских общин (поместных церквей). Их много. Например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Карфагенская, Константинопольская и многие другие. Одной из них была и Римская.
Главный над всеми этими общинами всегда был только один – Господь Иисус Христос. Общецерковные вопросы решались только на Вселенский Соборах – собраниях всей Церкви в одном месте и этим местом никогда не был Рим.
Вселенские Соборы, которые в своих постановлениях называют себя Православными Вселенскими Соборами, включали в себя все поместные церкви, в том числе и Римскую.
Вселенские Соборы никогда не проходили в Риме, никогда не инициировались Римом. Римский папа – предстоятель лишь одной из поместных церквей, который никогда не был главным над всей Церковью.
Чтобы иметь возможность оценить это масштабное историческое событие крайне важно понимать политическую ситуацию в Италии.
С V в. Рим страдает от серьёзнейших набегов варваров и папский престол регулярно находится в чрезвычайно шатком положении. Византия имела всё меньше возможностей уделять внимание своему западному фронту, сосредотачиваясь на других направлениях. Так, папа в Риме со временем де-факто стал представлять не только религиозную, но и государственную власть.
На рубеже VIII-IX века для спасения своего положения папы делают резкий политический разворот от византийского императора в сторону франкского короля Карла Великого (ок. 748 - 814 гг.).
В 800 г. папа Лев III провозглашает, коронует и признаёт Карла наследником священной Римской Империи.
Для обоснования того факта, что папа вообще обладает подобными полномочиями было изготовлено несколько подложных документов:
Такой шаг создал ситуацию, требующую от пап дальнейших шагов.
Константинополь являлся центром империи не только потому, что там находился император, но и потому, что по инициативе Константинополя проходили Вселенские Соборы в самом Константинополе, либо в его окрестностях.
Желание вновь стать центром империи (не только политическим, но и религиозным) потребовало от Рима перехвата инициативы Соборов и утверждения богословия. Но Соборы проходили только по причине масштабных ересей, а их-то в это время и не было. Поэтому на Западе достают из «старого испанского сундука» VII-VIII вв. учение filioque, политически его продавливают, официально включая в «Символ Веры», а также самовольно провозглашают за папой тотальное главенство в Церкви с последующим требованием ко всей Церкви признания всех этих манёвров.
Важно отметить, что это прибавление к Символу веры уже было осуждено на Западе прежде (791 г. аквилейским патриархом Павлином), да и сам папа Лев III, короновавший короля франков, отказался признавать добавление filioque в «Символ веры». Впрочем, несмотря на сопротивление, к концу IX в., «Филиокве» был успешно усвоен в Риме, что отчасти вылилось сначала в «фотианский раскол», а позднее и в конфликт 1054 г. в Константинополе.
---
Из данных событий следует, что возрождённое испанское учение "filioque" послужило лишь предлогом к утверждению власти над Церковью.
Нужен был прецедент: папа без каких-либо Вселенских Соборов способен единолично провозглашать вероучительные истины и требовать от всей Церкви принятия его "безошибочных" нововведений.
Эта претензия папы на власть, не имеющая ни богословских, ни исторических оснований была категорически отвергнута всеми остальными общинами (поместными церквами). Вместе с этим, Православная Церковь осудила и учение filioque.
---
Отделение Рима не произошло моментально. Православная Церковь предпринимала ещё множество попыток примирения, но Римская Церковь так и не отказалась от нововведений и требований подчиняться папе.
Результат: новые римские учения (филиокве и папизм) укоренились в Риме, а в Православной Церкви они признаны ересью на Соборах (Константинопольский Собор 867 г., Соборное послание Патриархов 1848 г. – пар. 5, Решение арх. собора РПЦ 2008 г. – пункт 36).
---
Отпадение Рима от Церкви привело к нравственной деградации римского священства, серьёзным злоупотреблениям, введению и утверждению многих новых учений и догматов, отказу от соборности церкви (соборы в католицизме – лишь совещательный орган, папа – абсолютный глава Римской Церкви и не обязан учитывать решения соборов, как и вообще чьи-либо решения).
Нравственное падение Церкви в глазах общества вызвало в Европе закономерную реакцию – Реформацию.
Реформация возникла как антикатолическое движение в XVI веке.
При этом, Вселенская Церковь не знает Реформации и подобных проблем, которые вызвала на себя Римо-Католическая Церковь.
---
Теперь попробую рассмотреть ситуацию образно, в непосредственной связи со Священным Писанием.
В одном из ответов мне понравился пример про разбитую кружку и образовавшиеся осколки. Проблема только в том, что Церковь – не кружка, а живой организм.
Апостолы говорят, что Церковь – тело Христово (Еф. 1:22-23; Кол. 1:24, 2:19, Еф. 4:16; 1 Кор. 12:12-27; Рим. 12:5), а глава тела – Сам Христос (Еф. 1:22), и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23).
Когда отсекаешь конечность от тела, то отсечённое умирает, а тело живёт.
Вначале отсечённая плоть выглядит вполне живой, но вскоре начинает гнить и истлевает. Так произошло и с Римской Церковью: нравственное падение священства, множество новых нововведений в вероучение, полный отказ от соборности.
Ярким доказательством этого процесса разложения Римской Церкви явилась Реформация и её чрезвычайная популярность в Европе.
Итак, кто же от кого откололся?
Во Вселенской Православной Церкви принципиально ничего не изменилось: все поместные церкви остались такими же, с тем же вероучением, что было и прежде, изменилась лишь Римская Церковь – приобрела глобальные амбиции.
Она затребовала подчинения всех одному лишь епископу – римскому папе.
Вселенская же Церковь в лице предстоятелей просила предстоятеля Рима лишь об одном – не вносить изменений в Церковь, не вводить новое вероучение, примириться.
---
Православная Церковь искала пути исцеления раскола, Константинопольский и Антиохийский патриархи направляли в Рим мягкие дружеские послания с предложением восстановления единства. К сожалению, Рим остался при своих амбициях.
Именно так всегда происходили расколы: отсечение самого себя от тела Церкви.
Ересь (ложное учение) Церковь осуждает, а упорно держащихся отсекает от себя.
Расколы же самовольно отделяются от Церковного организма.
К сожалению, так и произошло в Риме – на прежних условиях он более не пожелал участвовать в жизни Церкви.
Если же рассматривать вопрос не в плоскости раскола, а в плоскости ереси, то здесь всё ещё проще: Церковь и прежде осуждала ереси, что же, она каждый раз от этого разбивалась как кружка? Конечно, нет. Ибо и сами апостолы поступали также: осуждали ереси, предупреждали, чтобы вносящими новое учение даже не общались (Тит. 3:10), апостолы учили, что ереси и расколы Царства Божьего не наследуют (Гал. 5:20-21).