Маркетинговая стратегия обязательна.
Полностью останавливаться подробно не буду.
Но вот основные шаги:
- Цель. Для разных целей нужны разные инструменты. Например, чтобы выйти на рынок, нужно точно воспользоваться Яндекс Картами для бизнеса, это очень хорошо работает конкретно для клиник. Вы подсвечивается отдельным цветом, у вас выигрышно оформлен профиль и так далее. А вот чтобы повысить возвращаемость, вам надо проработать систему лояльности, настроить рассылки и тд.
- Анализ конкурентов. Смотрите все инструменты и каналы конкурентов, отмечаете плюсы и минусы.
- Делаете анализ поведения ЦА. Узнаёте, почему люди выбирают именно эту клинику, где ищут клиники. Скорее всего, в ответах будет много платформ с рекомендациями врачей и так далее. Также могут работать способы рекламы, когда профили отдельных врачей популярны на Profi.ru и это помогает развитию всей клиники. У меня есть пример маркетингового опроса для стоматологической клиники. Мы узнавали, по каким критериям выбирают клинику. Где ищут (Яндекс; Гугл; подборки на специальных сайтах; блогеры; только рекомендации; около дома и тд). Из-за чего могут отказаться от клиники и решить уйти в другую. Какие акции интересны. Мы также просили контакты, что позволило дать скидку и пригласить первых клиентов.
- Выбор каналов делается на основе анализа рынка и ответов потенциальной ЦА. Рекомендую обратить внимание на обязательное развитие личного бренда каждого отдельного врача, на аккаунт клиники на Дзен с регулярными протезными публикациями, на рекламные возможности Яндекс карт. На все возможные платформы и маркетплейсы услуг, на блогеров и партнёрства. Тут важно идти везде. Если есть услуги для детей, рекомендую попробовать проводить в близлежащих школах Уроки здоровья или что-то подобное. Также работает скидка 15% в соседней кофейне на чистку зубов. Упоминание в блоге врача в СМИ. Или, например, посещение для всей семьи от 3 членов семьи даёт 20% скидку и тд.
- Реализация. Идём по всем каналам и проверяем эффективность. Профит!
Конечно, не забываем про позиционирование, уникальное торговое предложение и так далее. Но это уже другая история. На старте для клиники я бы выделила 350 – 400тр, чтобы зайти во все возможные каналы, пригласить несколько блогеров, выпустить стаю, протестировать рекламные каналы и поставить на поток рекламу. А дальше для поддержки это будет около 80к на Яндекс Карты, около 60 – 100к на Яндекс Директ. 30 – 50к на блогеров (можно пробовать бартер) и другие маркетплейсы и платформы по 5 – 20к. Условно, 40к в месяц. Максимум 270к в месяц. Ну и зарплата для специалиста по маркетингу в районе 60к в месяц.
Как только поток будет налажен (3 – 4 месяца) и будет настроена работа с лояльностью, бенефисами за рекомендации и email и WhatsApp-оповещениями существующих клиентов (можно первый месяц постоянно собирать фидбек через опросы и дарить за них 1000 рублей на услуги), можно будет снизить рекламу для новых клиентов и убрать траты на СМИ и блогеров. Оставить поддерживающие каналы. Но ниже чем на 200к в месяц для клиники я бы не рассчитывала.