Железный занавес — это культурная, экономическая и политическая искусственная изоляция социалистических стран от не-социалистических. Такая изоляция была неотъемлемой и закономерной частью политики коммунистов, которые еще в период 1921-1923 годов установили монополию на власть и идеологию в СССР, а в последующие годы беспощадно боролись со всяким инакомыслием даже внутри партии (т.н. фракционностью, «троцкизмом» и т.д.). Вопреки популярному мнению, железный занавес появился не после Второй мировой войны, а с самых первых лет после переворота 5-6 января 1918 года (разгона Учредительного собрания).
Впрочем, в широком смысле железный занавес характерен для любой страны с уклоном в огосударствление всей общественно-экономической жизни. Так было и в тоталитарном Парагвае при Франсиско Солано Лопесе в первой половине XIX века, так есть и в современной КНДР. Суть железного занавеса заключается в недопущении альтернативной информации, которая могла бы хоть сколько-нибудь пошатнуть монополию на власть и веру в курс левого правительства. Это может быть и глушение зарубежных радиостанций (типа «Голоса Америки»), и отсутствие возможности выехать за границу (только по специальному разрешению и со слежкой), и расстрелы за побег через границу (как в разделенном Берлине).
Надо понимать, что без железного занавеса обеспечить монополию на идеологию и власть социалистической партии просто невозможно. В любой конкурентной среде социалисты никогда не достигают полноценной долговременной победы, а кроме того, они сами превращаются из матерых социалистов в умеренных социал-демократов. Социалистические идеи для своей реализации требуют полного централизованного контроля над экономикой и культурой, ибо сами по себе они не представляют собой естественные стремления людей, но прогрессистскую идеологию, учение о возможности построения лучшего мира с использованием государственного принуждения, социальной инженерии и науки.
Таким образом, железный занавес является неизбежным развитием событий для социалистического режима, и причины его лежат в самой природе социалистической идеологии.
Чего уж говорить если слово "коммунист" у них до сих пор оскорбление. Ни раз даже в фильмах или сериалах можно заметить.
Ну это же враньё.