В своей замечательной работе "Это было навсегда, пока не кончилось" Алексей Юрчак великолепно и в деталях передает постепенное
обрушение советской системы изнутри ее собственного идеологического и культурного пространства, высвечивая все противоречия и муки этого процесса.
Вкратце, суть монографии в следующем:
Существует множество исследований «причин» обвала СССР. Они говорят об экономическом кризисе, демографической катастрофе, политических репрессиях, диссидентском движении, многонациональном характере страны, и так далее. В большинстве из этих исследований допускается одна общая неточность — в них происходит подмена понятий, в результате которой факторы, сделавшие обвал советской системы лишь возможным, интерпретируются как его причины. Однако, для того чтобы разобраться в этом глобальном событии, нельзя забывать, что оно было неожиданным. Ощущение вечности советской системы и неожиданности ее конца неверно рассматривать как заблуждение обделенных информацией или задавленных идеологией людей. Ведь и те, кто начал реформы, и те, кто им противостоял, и те, кто был равнодушен и к первым и ко вторым, одинаково не ожидали такого быстрого конца системы. Напротив, ощущение вечности и неожиданности было реальной и неотъемлемой частью самой системы, элементом ее внутренней парадоксальной логики. И говорить о неизбежности распада советского государства можно дишь ретроспективно, после этого события.
Обвал советской системы не был неизбежен — по крайней мере, неизбежным не было ни то, как он произошел, ни то, когда он произошел.
Лишь при определенном «случайном» стечении обстоятельств — то есть стечении обстоятельств, которое участниками этих событий не воспринималось как определяющее, — это событие смогло произойти.
Но оно могло и не произойти или могло произойти намного позже
и совсем иначе. Для того, чтобы понять это событие, важно понять не
столько его причину, сколько именно эту случайность. Никлас Луман дал
важное определение случайности: «Случайным является все то, что не
является неизбежным и не является невозможным».
Обвал советской системы высветил ее с такой стороны, с которой она никогда и никому не была видна ранее. Поэтому это событие может
служить своеобразной «линзой», сквозь которую можно разглядеть
скрытую ранее природу советской системы. В данной книге предлагается
именно такой анализ — обвал СССР служит здесь отправной точкой для
ретроспективного, генеалогического анализа системы. Главный период,
на котором Юрчак фокусируется, — это примерно тридцать лет советской
истории с конца сталинского периода до начала перестройки (начало
1950-х — середина 1980-х), когда советская система воспринималась
большинством советских граждан и большинством зарубежных наблюдателей как система мощная и незыблемая. Он называет этот период "поздним социализмом".
Используя подробный этнографический и исторический материал, книга уделяет особое внимание тому, как советские люди взаимодействовали
с идеологическими дискурсами и ритуалами, как осуществлялось на
практике их членство во всевозможных организациях и сообществах, что
собой представляли языки (идеологические, официальные, неидеологические, повседневные, частные), на которых они общались и при помощи которых высказывались в различных контекстах, какими смыслами они наделяли и как интерпретировали эти языки, высказывания и формы общения и, наконец, какие типы взаимоотношений, практик, интересов, сообществ, этических норм и способов существования — подчас никем не запланированных — возникали в этих контекстах.
Книгу Юрчака можно безусловно назвать одной из лучших работ о позднем периоде Советского Союза.
Потому что не удалось правильно реализовать проект строительства социалистического общества. Произошла деградация и поворот назад к капиталистическим отношениям.
Каковы основные причины распада СССР?
Причина - экономическое и идейное банкротство социализма. Кто не согласен, тот пусть честно ответит на вопрос - почему Берлинскую стену перелезали только в одном направлении? Причём рисковали жизнью.
Распад СССР по праву можно назвать крупнейшим политическим событием XX века.Последствий слишком много чтобы уместить все в один ответ, по типам это были социальные, политические и экономические последствия