Существует несколько формальных показателей, на которые мы можем ориентироваться, чтобы примерно оценить ситуацию. Вот рейтинг стран мира по уровню образования
http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info. Мы занимаем 34-ое место из 188, находясь между Италией и Испанией. Этот рейтинг говорит об общей грамотности населения и доступности среднего образования (например). С этим у нас все более-менее благополучно.
Что касается высшего образования, то ситуация менее радужная. Вот рейтинг стран мира по уровню высшего образования
http://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems/info. В нем мы занимаем 33-е место из 50. Находимся между Польшей и Чили.
Можно также обратить внимание на количество наших ВУЗов, входящих в ТОП-лучших ВУЗов мира. Одним из наиболее авторитетных рейтингов является Times Higher Education index (http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info). За 2017-2018 год в в 198 лучших ВУЗов вошел всего один российский – это МГУ имени М.В. Ломоносова (194 место). Если взять другой авторитетный рейтинг QS World University Rankings (о рейтинге http://gtmarket.ru/ratings/qs-world-university-rankings/info ). Вот сам рейтинг на 2016 год: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016 . Из 916 ВУЗов: наших 22. Лучшая позиция у МГУ имени М.В. Ломоносова (108 место), затем с существенным отставанием идет СПБГу (258 место) и далее.
Учитывая реформы, начатые в 2013 году, системе высшего образования лучше не станет. Основная проблема – это рост числа серьезных научных публикаций (а, соответственно, рост серьезных научных исследований). Условия для этого не подходящие. Учебная нагрузка преподавателей составляет 900 академических часов (академический час = 45 минут = урок) в год (в США/Канаде не более 300). Зарплаты подняли за счет роста нагрузки и сокращения штатов. По факту нет нормального обеспечения помещениями (например, каждому профессору по кабинету, как в западных университетах), лабораториями, техническими специалистами и лаборантами (т.е. им тоже надо платить такие зарплаты, чтобы хотя бы кто-то готов был это делать), помощь с публикациями в Scopus и Web of Science (т.е. помощь в переводе статей на английский язык). Фактически в большинстве мест не стоит даже лицензионное программное обеспечение. В этой обстановке официальные постановления вроде 5 наших университетов в топ-100 (https://5top100.ru/universities/), смотрятся довольно комично.
Преподавателей, профессоров и ученых просто не спрашивают как, что и когда лучше делать. Приходят прямые директивы из Минобрнауки. В основном они касаются документации, придумываются какие-то не имеющие к реальности параметры оценки ВУЗов, новые правила прохождения лицензирований, аккредитаций и т.п. Каждый ВУЗ вынужден тратить много денег на то, чтобы к проверкам подготовиться и "отбиться" от инспекторов, контролеров, ревизоров. Преподаватели вынуждены много работать с совершенно безжизненной и безумной документацией, нагрузки соответствуют где-то 60 часовой рабочей неделе для обычного человека. На студентов времени маловато. Сам уровень подготовки студентов часто не высок из-за проблем уже на уровне среднего образования.
На выходе получается что-то такое... своеобразное. Но скоро и этого не будет, потому что бюджеты режут дальше, документов и проверок становится больше, ВУЗы закрывают и работать не дают. Это при полном молчании общества, которому как будто бы наплевать. Сам протестный потенциал преподавателей и профессоров очень низкий, потому что найти другое место работы очень сложно (а если в городе по сути один ВУЗ, то и просто невозможно).