Этот вопрос в научном мировоззрении исторически переусложнён.
Главными причинами этому, как видится, являются:
- несомненная каверзность рассматриваемого объекта – человеческого существа, и невозможность, в имеющихся на сегодня терминах, обоснованного агрегирования двух его сущностей;
- отсутствие до сих пор корректных попыток объяснения материального и идеального, как естественной глобальной дуальности этого мира, существующей вообще.
Каковы могут быть предложения по развитию этих понятий, которые могли бы служить разрешению давней коллизии между ними?
Не задерживаясь на утверждении основательности подхода, сформулируем суть.
Предлагается: догматически принять наделённость любого и каждого объекта во вселенной атрибутами, т.е. свойствами к взаимодействиям с другими объектами. Если же ни одного атрибута не имеется, то объект считается не существующим в принципе, что соответствует ни каким образом не обнаружимой сущности.
Тогда атрибут, присущий объекту, можно представить как «первичную единичную идею», т.к. наличие атрибута не является гарантией его непременного и безусловного использования – он является лишь потенциальной возможностью взаимодействия. Поэтому атрибутивные свойства являются проекциями на будущие взаимодействия, или идейной сутью объекта.
И, тогда, всё просто: человек – это объект, в широком смысле, а идея – это потенциал его возможностей по воздействию на окружающий мир.
Так же элементарно решается вопрос о первичности:
Порождение объекта в его текущем состоянии сопровождается, или точнее, обуславливается обретением им его собственных идей, то есть души – религиозным названием его идейной проекции в (человеческом) мире.