Любое измерение уровня образования упирается в шкалу измерения. Ну а любая шкала будет немного предвзятой. Идеальный вариант - использовать несколько шкал. Правда, при условии, что они имеются.
Для школьного образования одним из наиболее известных в мире сравнений является система PISA.
Тест PISA оценивает уровень знания и умение владеть ими у 15 летних учеников, (наши 8-9 класс). В тесте 3 категории: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Тестирование устраивается раз в три года, начиная с 2000.
Согласно этому тесту Россия с 2000 года к 2012 спустилась с 27 места на 34-е, правда, похоже, что это место относится к математике, а вот по естественнонаучной грамотности и особенно грамотности чтения мы еще дальше от лидеров.
Справедливости ради следует сказать, что США в математических успехах стоят на пару мест ниже нас, но зато по двум другим показателям существенно обгоняют.
В лидерах по всем трем разделам рейтинга идут всего три страны: Шанхай, Сингапур и Гонконг. Лучшими среди европейских стран являются Лихтенштейн и Финляндия. Очень неплохо выглядит Эстония, входящая в десятку лучших стран.
В общем, можно говорить, что наше современное школьное образование несколько отстает от мирового уровня и тенденции не очень радуют. Впрочем, скорее всего, это касается среднего уровня образования, тогда как лучшие школы, видимо, близки к мировому уровню.
общей проблемой нашей школы, похоже, является то, что она имеет очень малую практическую направленность своих знаний. В отличие от зарубежных сверстников, наших школьников слабо учат применять знания на практике.
Но, еще раз повторю, это - всего один тест, хотя и весьма признанный.