Есть великие фильмы о Второй мировой войне. И «Иди и смотри» Элема Климова, и «Иваново детство» Андрея Тарковского, и «Радуга» Марка Донского. Все они напрямую говорят о территории войны: о фронте, об оккупированных территориях, где зверствует враг и геройствуют партизаны. Это страшные фильмы, героические смерти и мрак человеческой души, которой запрещено успокаиваться, примиряться.
Но я хотела бы написать о других фильмах, в которых территория войны увеличивается, а грань между миром и войной истончается. Война в этих фильмах — не временной отрезок и не площадь деревни, города, страны. Она меняет общественный уклад и способ мысли и не прекращается вместе с победой. Война оставляет след. И эти фильмы о той войне, которая происходит в тылу, продолжается в мирном будущем и иногда оказывается совершенно беспомощна перед человеческой потребностью любить.
Фильм «Актриса» Леонида Трауберга повествует об одной опереточной певице, которая решает пойти нянечкой в госпиталь, чтобы служить своему Отечеству. Только вот получается это у неё куда хуже, чем петь. И бойцам во время войны музыка нужна ничуть не меньше, чем в мирной жизни.
Фильм «Крылья» Ларисы Шепитько. Военное прошлое, мирная жизнь, и смысл существования, который заплутал где-то между. Удивительное кино о сильном человеке и мире, который стремительно меняется и человека этого более не признает. Миру не нужно больше железа, он требует более гибких и мягких героев. И, конечно, это кино о ПТСР, снятое с какой-то невероятной чуткостью.
Фильм «Чистое небо» Григория Чухрая. Ещё одна история о большом человеке, который оказался непригоден в мирной послевоенной жизни.
Фильм «Мне 20 лет» Марлена Хуциева — один из моих любимых фильмов об Отечественной войне. Именно так. По-честному, в попытках понять и осмыслить её теми, кто там не был или был слишком мал.
Фильм «Друзья и годы» Виктора Соколова не целиком посвящён войне, война там — событие, событие страны и жизни, которое происходит в ряду других: репрессий конца 1930-х, послевоенной борьбы с космополитизмом, больших строек, которые возникают бок о бок с лагерями. Это война, у которой есть контекст и последствия.
Фильм «Двадцать дней без войны» Германа. И фильм «Пять дней отдыха» Эдуарда Гаврилова. Совсем разные: один — в Ташкенте, другой — в блокадном Ленинграде, но оба — о том внезапном и неуместном отдохновении, которое внезапно случается вместе с не менее неуместным чувством. Фильмы про любовь и про всю ту необоримую фактуру околовоенного мира, которая истаивается под силой чувств.
Фильм «Дылда» Балагова — не могу про него тут не вспомнить. Ведь всё о том же. О разных судьбах, последствиях, решениях, на которые вынуждает человека война. Война не на войне. Война после войны. Война, которая опустошает и не возвращает обратно.
Короткий ответ: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука.
Длинный ответ: любимых фильмов довольно много, среди них есть даже комедия «Крепкий орешек».
Я коротко : "В бой идут одни старики ". Я не любила войны и всё о войне , но этот фильм глубоко тронул мою душу, когда вышел впервые ,а я была школьницей канувшего влету Советского Союза ...
Вопрос очень сложный. Просто невозможно назвать один фильм. Лично для меня всё началось с «Освобождения». Естественно, «В бой идут одни старики», и «Аты-баты, шли солдаты» Леонида Быкова. И очень непростой фильм Николая Губенко «Подранки».