Здравствуйте, уважаемые Дамы и Господа!
Многие люди не задумываются о смысле жизни. Другие же придают этому вопросу важное значение. Бывает так, что человек, не нашедший ответа на этот вопрос, спивается или сводит счеты с жизнью.
Но в чем каждый находит для себя смыл существования? Некоторые пытаются построить рай на земле и посвящают этому свою жизнь. Другие пытаются решить какие-то конкретные задачи (заработать денег, поставить на ноги детей, передать им наследство, ну и самим, что называется, пожить, пока живешь).
Верующие люди связывают смысл жизни с Богом, с достижением Истины и вечного блаженства. А как для себя решают вопрос атеисты? Ради чего они живут? С точки зрения верующих жизнь без Бога бессмысленна. Смерть - конец всего и чего стоят все потуги на этой земле, если, как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, потом только лопух на могиле вырастит? Лучше, продолжал батюшка, уж сразу в гроб тогда. Но ведь атеисты живут! Значит, чего-то боятся, заключил отец Дмитрий.
Я понимаю, что атеисту слова священника ни по чем. Но все-таки как можно самому о себе сказать, зачем ты живешь, если жизнь одна, дальше смерть - и все, конец?
Благодарю всех за участие в обсуждении.
О типах атеистов я уже тут писал (ну как тут, на the question) . У них смысл жизни предельно разный у всех.
1. Древний античный (языческий) философский атеизм (Демокрит, Эпикур) и проч. Целью жизни эти атеисты считали "разумное наслаждение" или "гражданскую добродетель". То есть целями жизни у них было только посюстороннее, они ставили цели в рамках жизни и считали смерть её концом. Следовательно, жизнь (раз она, как они полагали) одна, надо прожить наиболее разумно (в согласии) и так, чтобы по крайней мере по глупости не умереть от неумеренности в еде, пьянства и проч.
2. Философский вульгарный материализм эпохи Просвещения (Гольбах, Ламетри, Фогт, Бюхнер и проч.). Целью их жизни было в основном стремление к распространению научной истины и борьбы с суверием (религию они причисляли к суеверию).
3. Гуманистический атеизм Л. Фейербаха (и отчасти О. Конта). Смысл жизни этого атеизма в исполнении заповеди Христа о любви к ближним, которую Фейербах считал величайшим достижением моральной мысли. При этом Фейрбах предполагал, что вера в Бога как вера в воображаемое существо мешает любви к ближнему и отвлекает человека от этого, обессмысливая его деятельность и даже приводит к фанатизму (вредит любви к ближнему). О. Конт хотел поставить на место "религии Бога", "религию человека" (в этом смысле гуманизм Конта предполагал ради практических моральных целей "обожествить человечество").
4. Марксистский атеизм (К. Маркс, В.И. Ленин и проч.) Марксистский атеизм видел смысл жизни в трансцендентно-временной цели - достижения планетарного коммунизма, который по мнению марксистов достигнет целей религии, но в неотчужденной форме (то есть без веры в Бога и рай). В этом смысле некорректно считать, что коммунизм - это "рай на Земле", т.к. коммунизм понимался как вечное движение к гуманистическому идеалу. Можно считать поэтому марксистский атеизм шагом вперед от гуманистического атеизма, т.к. если гуманистический атеизм просто говорит "люби людей", марксистский говорит - "давайте создадим общество, в котором любить людей будет легче, т.к. мы избавимся от ряда несправедливостей". Но у марксистского атеизма есть минус - он хорошо говорит, что надо делать коллективам людей, но мало обращается в этическом смысле к отдельным людям. Отдельный человек призывается "жить ради торжества коммунизма", т.е. фактически, все равно отчуждается от конечной цели жизни (то, за что марксисты критиковали религию).
5. Атеизм "философии жизни" (Ф. Ницше, ницшеанство). Смысл жизни подобного атеиста состоит в разрушении всех иллюзий, то есть создании ценностей для самого себя, присвоение ценностей себе. Преодолеть отчуждение от себя Ницше предлагает через культуру и философию, сделав их объектом проповеди о преодолении "слишком человеческого".
Можно даже сказать, что мораль ницшеанства может быть выражена как "люби жизнь и не унижай людей фальшивыми чувствами". Проблема только в том, что ницшеанство приходит к обожествлению природного в человеке (а не только культурного) и тут начинается проповедь "попирания слабых", "воспитания силы" и гневных филиппик в адрес христианства за то, что христианство, дескать проповедовало смирение и милосердие, а не силу и любовь к жизни. Ницше также придумал "атеистическое утешение" состоящее в том, что якобы история человечества движется по кругу (вечное возвращение) и, следовательно, твоя индивидуальная жизнь тоже повторится бесконечное количество раз, поэтому нечего горевать о смерти.
6. Психоаналитический атеизм (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Психоаналитический атеизм искал в основном освобождения человека от сил биологического порабощения "инстинктам и развития его разума (в этом смысле он ближе просвещенческому атеизму). С точки зрения психоанализа "страх смерти" в человеке результат того, что он не живет. а следует своим страхам, инстинкивным переживаниям. Девизом Фрейда вообще было "На месте Id (бессознательного) пусть будет Эго (сознание)". Отсюда в основном цель жизни виделась в максимальной осознанности и свободе от психических нарушений. Забавно, но чем больше развивался психоанализ, тем больше в анализе психических нарушений проглядывала борьба с моральным злом, так что, как заметил один современный священник, святые в Православии могли бы много рассказать З. Фрейду о том, какая гадость заперта в бессознательном личности. В этом смысле та же К. Хорни в описании невротического развития прибегала к ... христианским метафорам, говоря, что человек-невротик отчуждается от себя, ставя на пьедестал собственную гордыню и буквально "заключает сделку с дьяволом гордыни и за этим следует его собственный ад - ад самоуничижения и ненависти к себе" (это уже вообще почти христианская цитата, опять же обращаю внимание, что ад для Хорни существует в том числе на Земле, как и для святоотеческого учения грешник наказывает себя сам уже на Земле). Отличие однако же было таким - все создатели теорий и психоаналитики, не обязательно резко отрицательно относясь к религии, ставили разум выше религиозного знания о человеке. Для них человек должен вытянуть себя из ада биологической деструктивности сам, как Мюнхгаузен за волосы вытаскивал себя из болота.
7. Экзистенциальный атеизм (Ж.П. Сартр, А. Камю). Этот атеизм весь вышел целиком из глубинного осознания факта смертности. По мнению экзистенциальных атеистов жизнь как таковая состоит в борьбе со смертью. Альбер Камю подчеркивал, что перед лицом смерти любая жизнь абсурдна (отсюда "философия абсурда"), но любое самоубийство - это дезертирство (сдача себя в плен к врагу). Следовательно, возникала теория, так сказать "морального мужества", в рамках которой любая жизнь, которая как можно дольше плюет смерти в лицо - оправдана, даже безнравственная, только бы она не плодила иллюзий.
Ну есть конечно "атеизм новых атеистов" - вроде Докинза и проч., но они в основном - это те же вульгарные материалисты, ничего интересного.
Таким образом, как вы видите, атеизм сам по себе мало что создал. Атеизм - это просто мировоззрение, основанное на отрицании существования Бога. Соединяясь с какими-то теориями (марксизм, психоанализм, философия жизни, экзистенциализм, гуманизм), атеизм мог быть на вид "плодотворен", но плодотворен был в них не атеизм, а их философски-положительное содержание. Сам же атеизм философски бесплоден и пуст. В нём самом кроме отрицания существования Бога ничего нет, нет никакой цели жизни и проч. Цели атеизму задают внешние "гости" в виде различного вида философских теорий. Отнимите их и не останется почти ничего. Я даже пойду дальше, приведу примеры. У Ф. Ницше вполне можно отнять его атеизм - и останется и учение о сверхчеловеке, и о культуре и проч - пострадает примерно 30% его наследия. У К. Маркса вообще можно атеизм забрать и пострадает где-то 1% его наследия. У З. Фрейда можно забрать атеизм - и пострадает где-то ок. 5-10% наследия. Лишь экзистенциальный атеизм, который на 80-90% состоит из веры в "факт" "вечной смерти личности" сильно пострадает (из всех типов, перечисленных выше). Ну так экзистенциальный атеизм практически ничего и не внес нового в науку (в отличие от Маркса, Фрейда и проч.)
Интересно, кстати, что "советский атеизм" породил особый тип мировоззрения, т.к. отчасти был основан на марксизме, а отчасти на русской традиционной жизни низов. Отсюда там появилась такая интересная мысль о том, что "человек продолжает жить в памяти потомков" или "человек продолжает жить в том, что он сделал" и проч. Эти мысли вообще-то с атеизмом мало совместимы, так о телесном "псевдо-бессмертии" в потомках писал В.В. Розанов, православный философ и писатель (и в нем он видел предвестника вечной жизни личности).
Спасибо. Действительно, очень содержательно и доступно.
Ответ известен давно. Но лучше его сформулировал наш замечательный актер Николай Черкасов в персонаже академика Федора Дронова:
"Все остается людям: и хорошее, и дурное. И в этом оставшемся мое забвение или бессмертие".
Смысл жизни атеиста, не нигилиста, который отрицает все на свете, а именно атеиста - это труд на благо человечества. Потому что жизнь лучше можем сделать только мы сами, а не бог, не царь и не герой...
"Мое Царство не от мира сего..."