Любой с ходу назовет пару-тройку лучших триллеров всех времен. На ум приходит какой-нибудь «Психо», например. С одной стороны, ответ на этот вопрос можно легко предугадать. С другой – эти триллеры на то и лучшие, что все про них прекрасно знают. То есть этот вопрос в каком-то плане бессмысленный. И все же он отображает одну очень глубокую проблему. Она заключается в том, что мало кто представляет себе, что такое триллер. Ведь это не вопрос о «лучших фильмах вообще»: здесь называй, что хочешь – все сгодится. Это вопрос о фильмах, которые имеют четко установленные конвенции – структуру, героев, приблизительный круг сюжетов историй. Но очень часто то, что называется триллером, – далеко не всегда «чистый триллер». Вот почему мы должны говорить о том, что есть мистический, эротический, детективный триллер или отдельный подвид жанра (мой любимый) «триллер, снятый сразу для видео». Волнующим, захватывающим, или вызывающим дрожь – термины, в которых описывается жанровое своеобразие триллера – может быть много какое кино – и ужасы, и боевики. В конце концов, тот же «Психо» часто приписывают и ужасам, и детективам. Или попробуйте определить жанровое своеобразие картины «Донни Дарко». Есть в ней кое-что от триллера, но и от других жанров постольку же. Еще более важное замечание касается того факта, что триллер уже в 1970-х и даже больше в 1980-х смешался с другой категорий жанрового кино – «неонуаром». Вот почему многие фильмы настолько же триллеры, насколько и «неонуары». Например, «Просто кровь», «Жар тела» или даже «Основной инстинкт» и «Семь». Следовательно, вопрос «какой триллер лучший» надо задавать как «какой именно триллер лучший» – мистика, эротика, детектив, преследование? Но все-таки нужно что-то и назвать. Возможно, лучшим мастером жанра все же остается Брайан Де Пальма. А из не самых ожидаемых картин назову «Природу зверя» Виктора Сальвы – Ланс Хенриксен и Эрик Робертс в этом фильме творят чудеса.