Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой была бы культура СССР в 2017 году?

ИсторияИскусство и культура
Рустам Юлбарисов
  ·   · 5,2 K
Первый
традиционный художник, член Ассоциации Иллюстратор...  · 4 нояб 2017  · patreon.com/vokabre

Сложно производить подобные мысленные эксперименты, слишком много факторов, слишком много неопределённости. Неизвестна сама структура развития советской реальности при её продлении. Абстрактный советский союз 2017 года должен был существовать в мире иной экономической реальности с продолжавшейся компьютеризацией, взрывным развитием интернета, и ютубом с твиттером под конец.

После периода свобод, как уже было упомянуто ранее, действительно можно было представить период реакции, и многие действительно оказались бы в лечебницах и лагерях. Но стоит вспомнить например китайского Цоя Цзяна, чья «Nothing to My Name» стала гимном протестующих на площади Тяньаньмэнь. Десять лет опалы, а потом вполне себе вернулся на большие сцены в КНР.

На самом деле, мысленный эксперимент можно начать с представлением трансформации государства в некое подобие КНР, но с «нюансами». Можно даже допустить, что после периода реакции, как порой бывает с реакциями, сегодняшний КНР выглядел бы для советского человека 2017 демократичнее. Конечно, никакого КНДР, да и вспоминая Андрея Ланькова, уже полвека как нельзя сравнивать КНДР и СССР.

В любом случае в сегодняшних советских реалиях не было бы в публичном пространстве многих творцов. Не существовало бы огромного корпуса фильмов, картин, книг, пластинок, которые воспринимались бы государством как нежелательные. Существовало бы большое количество тем, которые «нельзя». При отсутствии поддержки извне страны, многие авторы максимум создавали бы по вечерам после работы.

Творцы «неправильные» как минимум собирались и дальше подпольно, или же, при подкрученной репрессивной машине, не собирались вовсе.  Любой акционизм приводил к солидным тюремным срокам. (Никакой «Монстрации» и скорее всего никаких «100 хинкалин»). «Левиафан» и «Нелюбовь» не появились бы. Национальным творцам было бы отдельно печально, особенно если репрессивный аппарат ещё раз прошёлся бы по республикам для подавления регионализма.

Отсутствие свободы перемещения затрудняло бы что выезд из государства, что приезд в него. Не было бы такого количества концертов и выставок. Далеко не каждое кино попадало бы на экраны. Творцы, которые едут по собственной воле искать вдохновения на восток или запад оставались бы заперты. На большой территории меж Кёнигсберга и Южно-Курильска, но всё же заперты.

Уже в конце перестройки государство было подключено к международным сетям, по которым вскоре пошёл бы интернет-трафик. Представить отключение государства сложно, но можно представить гораздо более медленное развитие сетей. Если бы «Яндекс» и «Мэйл.ру» появились бы, то занялись бы тотальной цензурой и слежкой вместе со всеми провайдерами и площадками фактически с создания.

Livejournal был бы заблокирован в самом начале двухтысячных. Где-то в середине двухтысячных были бы заблокированы Google и Wikipedia. Youtube, Twitter, Facebook попадали бы в фильтры спустя пару лет после появления. Огромный корпус интернет-создателей, блоггеров, видеоблоггеров, стал бы гораздо более серым и незаметным, и остался бы только на «правильных» исключительно российских платформах.

TheQuestion вряд можно представить существующим. Рунет остался бы для перезалитых с ютуба на местные площадки роликов с котиками, для правильных фильмов и нейтральных фотографий еды, а в большую часть интернета было бы сложно попасть без смекалочки.  

Мало кто бы выиграл. Конечно, можно мечтать что Юрий Норшейн вероятно уже давно выпустил бы «Шинель» и ещё пару других работ, однако, учитывая финансовое состояние государства в период низких нефтяных цен, можно представить прикрытие государственного финансирования культуры до минимума, что опять таки, без международной поддержки уничтожило бы многие проекты.

российский политический деятель, последний председ...  · 3 нояб 2017
Базовые основания культуры были развитыми. Все-таки фундаментальные подходы существовали. Правда, когда все критикуют социалистический реализм и тут же, теми же устами, говорят о выдающихся достижениях в живописи, литературе, я... Читать далее

Соцреализм - это рак искусства

Копирайтер, переводчик  · 5 нояб 2017
Типа современной белорусской. Андерграунд почти в подполье, на ТВ - играй, гармонь и симфонический оркестр, исполняющий бодрую музычку. Еще Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай сняли бы несколько комедий о бюрократах и несунах (ну... Читать далее
Полнейшая чушь, основанная на периоде холодной войны и железного занавеса. И разве это минус что такой мусор как... Читать дальше
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 3 нояб 2017
У культуры СССР после смерти Сталина было два варианта: продолжить его эксперименты по возвращению культуры в середину 19 века и раньше или начать развиваться. Культура СССРа выбрала третий - взяла чуть-чуть того, чуть-чуть... Читать далее