Если говорить про Французскую революцию XVIII века, то никакими уникальными методами и знаниями, на мой взгляд, революционеры не обладали. В революцию ведь обычно кидаются не самые лучшие, зачастую в неё идут неудачники. Или, если сказать более деликатно, те, кто не смог себя реализовать при Старом порядке. В лучшем случае, часть из них обладала верой – в то, что не так сложно добиться лучшей жизни и всеобщего счастья, преобразовать страну и мир, что порок должен быть повержен, а добродетель – награждена, что нет таких преград, которые бы не мог преодолеть разум, что нужно принять правильные законы – и жизнь наладится. Были и те, кто полагал, что им открыта истина, как всё это нужно сделать. Это если не говорить о тех, кто стремился любой ценой выдвинуться, вырваться из своей среды, обрести богатство, кто делал карьеру, наслаждался властью. Знаний же, в нашем понимании, о каких-то экономических или политических законах, которые лежат в основе общества, нередко не хватало. И печальный итог революции что для экономики, что для демографии тому лишнее подтверждение.
Удалось же, потому что в силу ряда причин и экономическое положение Франции было в тот момент тяжёлым, и авторитет власти чрезвычайно низок. Изначально ведь стремились не к революции, а к реформам. Вон, думали некоторые, в Англии власть короля ограничена парламентом, а в итоге Англия в XVIII веке чуть ли не все войны у Франции выигрывает, и товары там дешевле, так отчего бы и у нас власть короля не ограничить, не заставить его прислушиваться к воле народа. А другие были недовольны тем, что король кажется бесхарактерным, ничего поменять не может, денег в казне мало, а двор роскошествует. Третьи негодовали, что землю обрабатывают крестьяне, но при этом им приходится постоянно делиться заработанным с дворянами.
Обо всём этом писали в газетах, памфлетах, листовках. Когда начались перемены, это вызвало огромный энтузиазм, никто и помыслить не мог, что прольётся столько крови, а королевская власть в итоге падёт. Король же, Людовик XVI, хорошо помнил, что вот веком раньше Карл I в Англии воевал с парламентом, а закончил жизнь на эшафоте. Да и по характеру он был не тем человеком, который мечтал убивать непокорных подданных. Вот революционерам всё и удалось.