Искусство всегда вторично от жизни социума, является художественным отражением его проблем. Так было со времен Гильгамеша и его друга Энкиду. И в те годы художники делали многочисленные и многообразные заказы правителей, которые только и остались в могильниках и мавзолеях в виде чудесных крылатых коней. Все остальное сожгло местное солнце и растащили жадные руки грабителей. В Екбатанах Мидийских, где жил библейский Товия с семейством,(Книга Товита) буквально под ногами под слоем спекшейся глины нашли недавно ритон - золотой кубок в виде крылатого пса такой тщательной и высокой по эстетике выделки, что он вспыхнул и заиграл перед изумленным тем зрителем, который первым извлек его испод слоя глины. Оказывается, на месте этих спекшихся от тупого безжалостного солнца бугров и осыпавшихся непонятных руин была высокая жизнь, журчала вода, люди в ярких одеждах любили друг друга и ели финики... Это был наш взгляд не вперед, но вдаль и вглубь, что равнозначно смотрению в любую сторону. Если "пованговать" немного, то и нам не избежать "укатывающей" и нивелирующей все будущей пустыни. Электронное, цифровое искусство только начинает заполнять совершенно беспрепятственно окружающее пространство и ему нужны будут новые, достойные его полноты носители. Здесь очень явственно представляется планета Марс Алексея Толстого в его "Аэлите", когда он предстал глазам инженера Лося и красноармейца Гусева. Искусство бесконечно и неприкаянно.