Ответ на этот вопрос не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. Советская литература, начнем с этого, представляла собой эстетическую систему, продолжавшую определенные традиции русской классической литературы как таковой. Сама эстетическая система советской литературы была адаптацией художественной системы начала XX века, когда дух эпохи и влияние Ницше начали дискредитировать религиозные мотивации в поведении людей. Появилась концепция нового человека, личности, противостоящей среде, и нового общества, в котором нет места обывательским, в том числе и собственническим, представлениям. В этой связи можно говорить, например, о том, что многие рассказы Куприна и даже позднего Чехова предвосхищают акценты советской литературы. Тема бегства от потребительского счастья, магистральная для советской эпохи, получена ею по наследству от русской реалистической прозы начала XX века. Из этой темы выходит как следствие вторая магистральная эстетическая идея советской литературы - тема творческого преобразования мира.
Советская литература была историческим документом времени. Она отражала политические реальности и эстетические принципы, в которые искренне верили или принимали до известной степени ее авторы и читатели. Их несколько:
Необходимо иметь в виду также, что реалии советского общества на протяжении 74 лет его истории ощутимо, а иногда и значительно, менялись, что не могло не усложнять изображаемые положения и художественные ракурсы и акценты советской литературы. Наибольшую сложность эти ракурсы и акценты обрели в 60-70-е годы XX века. Именно тогда на авансцену вышел человек науки, интеллектуал. Герой-пролетарий интересовал авторов лишь в том случае, когда он тянулся к культуре. Герой советской литературы всегда существует среди каких-либо символов культуры. Любимой книгой учившегося на медные деньги Павки Корчагина из романа Николая Островского была, не будем забывать, биография Джузеппе Гарибальди.
Тем не менее, в условиях советской эпохи вопрос стоял не столько о графоманах (они отфильтровывались квалифицированными штатными работниками Союза советских писателей,- и начал эту традицию не кто иной, как сам Максим Горький, пользовавшийся, повторим еще раз, мировым признанием), сколько об идеологически выверенном изображении действительности. Наиболее яркие примеры этого можно найти в некоторых поздних стихах Маяковского и даже пьесе Михаила Булгакова, а также в стихах Александра Безыменского и Александра Жарова. Творчество двух последних воспринималось как анахронизм даже в 1960-е годы. Было здесь и своеобразное исключение: в двух стихотворениях Пастернака фигура И. В. Сталина решалась в русле интеллектуально-философской темы преобразования мира.
Маяковский, Есенин, Шолохов, Платонов, Пастернак, Твардовский и многие другие - это крупнейшие представители русской советской литературы, которыми не гордиться невозможно. Это не только русская, но и мировая классика двадцатого века. Несколько позднее, в 60-е годы, в признанные границы советской литературы вошли Анна Ахматова и Марина Цветаева,
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в истории русской литературы останутся советские писатели, раздвигавшие границы социального анализа реальностей XX века. В это число войдут Симонов, Фадеев (его "Молодая гвардия" и сейчас может быть полезной для читателя 13-16 лет), и, конечно, прежде всего, М. Шолохов, Л. Леонов, Ю. Бондарев, Вас. Гроссман (к сожалению не публиковавшийся при жизни). Не следует сбрасывать со счета так называемую "деревенскую прозу", открывшую замечательную страницу советской литературы (В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева и др.), и авторов социально-бытовой прозы: К. Паустовского, Ю. Нагибина, К. Воробьева, Ю. Трифонова и многих других признанных мастеров художественной прозы.
Здесь, разумеется, названы далеко не все персоналии очень разных масштабов, но это доказывает, что литература, развивавшаяся в координатах советской эпохи (а любая большая культурная эпоха имеет свои ограничения и свою иерархию) была весьма и весьма разнообразной по художественным решениям и выпукло отразила все исторические проблемы, заблуждения и обретения. Двадцатый век в России на 3/4 виден через призму советской литературы, и выбросить ее из истории - значило бы обокрасть себя, поступив абсолютно непродуктивно и попросту глупо.
Моё, чисто дилетанское мнение - классиками стали Есенин, Паустовский, хотя он не поэт, но его книги так поэтичны и романтичны. Не буду перечислять всех хороших поэтов советского периода, но эти два автора безусловно прошли проверку временем, их творческий почерк узнаваем безусловно, даже далекими от литературы людьми. Вообще эта советская эпоха была так богата на поэтическое творчество, столько замечательных поэтов дала - одних фронтовых стихов гениальных множество. Сразу вспомнился Семен Гудзенко, пусть он и не будет классиком, но стихи до самого сердца. А Юрий Левитанский, с его проникновенными строчками, трогающими до слез. Я сознательно не упоминаю самых знаменитых и на слуху имен. Просто их так много, что невозможно перечислить всех. Я плохо знаю иностранную поэзию и не могу судить, но наша, мне так кажется, самая богатая по разнообразию и богатству талантов. Во все периоды нашей культурной истории.
Был в 1988-м году на встрече с величайшей поэтессой Беллой Ахмадуллиной в Октябрьском в Ленинграде. После выступления были записки, очень много записок, судя по толщине пачки порядка 150-ти. Где-то 7-8 из них относились к самой Ахмадуллиной, остальные относились.... Тот, к кому они относились больше, чем все названные в статье и комментариях писатели и поэты вместе взятые. Есенин не в счет. Остальное о значимости и величии это теории.
Можно добавить ещё Анатолия Иванова, Петра Проскурина, Юрия Германа, Вячеслава Кондратьева, Бориса Васильева, в какой-то степени Георгия Маркова
Мой чписочек, но объективность не претендую, пишу, кто мне нравился и не разонравился.
Поэзия: Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Бродский, Евтушенко, ну и Пригов же. (Есенин всё-таки больше досоветский поэт)
Проза: Платонов, Горький, Шолохов, Булгаков, Набоков, Пастернак, Солженицын, Распутин, Астафьев, Леонов, Ерофеев, Шукшин.
Александр Корженков, Ерофеев - который из них?
Набоков является знаковой фигурой европейского модерна XX века. Нужно понимать, что в своей художественной практике и эстетике вышел за рамки русской литературы, а тем более конвенций советского периода, которых принципиально не признавал. В этом плане он схож с Буниным.
Из всей советской литературы он выделял как художественное явление только дилогию Ильфа и Петрова.
Очень непростое и неблагодарное дело выделять среди литераторов классиков и графоманов. По мне к несомненным советским классикам относятся (это моя личная точка зрения) Шолохов, Булгаков, Бабель , Алексей Толстой за ними идет очень большая группа которую я бы охарактеризовал как весьма талантливых Астафьев, Симонов, Виктор Некрасов , Владимир Короткевич, и другие.Кстати и среди графоманов есть интересные авторы Шпанов например или Лев Никулин.
Василий Гроссман очень даже публиковался при жизни. "Степан Кольчугин", "Народ бессмертен", "За правое дело" были опубликованы при его жизни. "Жизнь и судьба", да, не публиковалась.
Подскажите современного писателя (писательницу) не графомана - точка отсчета Чехов, Паустовский, Набоков, Газданов.
Тех, у которых можно убрать всю советскость и что-то останется. И тех у кого что-то останется после удаления антисоветчины. Шолохов, Астафьев, Олеша, Ильф и Петров. Из поэтов: Багрицкий, Рубцов, Маяковский
Олеша Ю. - отъявленный графоман
Когда в детстве читал Н. Островского "Как закалялась сталь" считал его классиком - мнение не изменил.
Говоря об Андрееве неплохо указывать хотя бы в современном ключе - отец или сын