Боль была очень важной преградой в перформансе в семидесятые, особенно в Нью-Йорке. Вито Аккончи, Xaннa Bилкe, Kapoли Шнееман, да все подряд. Кусали себя, стреляли в себя, жгли себя напропалую. Делали это причем, не сговариваясь. Об этой эпохе написана масса научных текстов.
Сейчас немного другое время, и нельзя сказать, есть ли в перформансе общее место, какой-то знаменатель. Его можно будет, видимо, вычислить лет десять спустя хотя бы. Я вот, скажем, занимаюсь спрятанностью и выпяченностью. Мне интересно либо, чтобы за мной смотрели через щель, чтобы лишь одна часть меня была доступна зрителю (трогателю, обонятелю, неважно), либо чтобы я заполнял собой все пространство, был бы внутренностями наружу, чтобы ничто не укрылось от глаз.
Вот это under/over exposure и есть моя главная тема.
Меня особенно интересуют художники, занимавшиеся перформансом в разгар 70-х, когда в мире происходила история, похожая на то, что происходит сейчас. Среди них есть немало авторов, каковых я считаю своими героями. Один из них - Крис Берден. У него в то время был удивительный талант поэтизировать обыденность, даже быт. И это то, чем как раз я, в меру сил, пытаюсь заниматься. У него были и довольно жестокие вещи, при помощи которых он реагировал на разные события, случавшиеся в мире, например на войну во Вьетнаме и на студенческие протесты. Однажды он попросил приятеля выстрелить ему в плечо из пневматической винтовки. Или в другой раз он запер себя в шкафчике в камере хранения университетского кампуса, - на целых 5 дней. Как же он туда поместился? Правда, Крис довольно компактный (yвы, в 2015 его не стало). Я вот в камеру хранения совсем никак не помещусь.
Поэтому приходится забираться на деревья или, там, свисать с большойвысоты вниз головой. Но на одну работу Бердена я смотрю с особым придыханием: однажды он распял себя, мастерски прикрепившись к автомобилю.
Марина Абрамович, правда, на эту тему ехидничает, полагая, что не все в жизни выглядело так, как в документации. Но мне кажется, что это совсем неважно, были там настоящие гвозди или Берден притворился. Важнее то, что от этого осталось в виде документа.
Надо идти до конца. Иначе это выглядит как позерство.
пока-пока, психика!