"Королю червонному - дорога дальняя" Ханны Кралль. На первый взгляд - просто одна из тысячи написанных о Холокосте книг, с сюжетом, в общем-то, банальным, несмотря на то, что в аннотации судьбу главной героини пытаются представить чередой удивительных, захватывающих, ошеломляющих совпадений - случайных и неслучайных. На деле же перед нами нарочито сентиментальная история любви в духе фильмов с Одри Тоту начала нулевых. Но в повествовании эта история играет роль второстепенную.
Кралль - блестящий стилист, и ее книги нужно читать, главным образом, ради скупого на изобразительно-выразительные средства языка, упоительно прямолинейного, но, в то же время, сдержанного, скрытного. Воннегут говорил, что так долго вынашивал идею "Бойни номер пять", потому что годами просто не мог заставить себя рассказать о том, что пережил во время войны, - такое тягостное впечатление произвели на него месяцы плена. Так вот в "Королю червонному - дорога дальняя" Кралль как будто силой выжимает из себя коротенькие главки, каждая из которых - о том, что добро и зло так тесно переплетены, что отличить одно от другого часто бывает слишком сложно и для обычного человека, и для мудреца.
У Павела Хюлле есть замечательный роман "Вайзер Давидек", который вроде бы объединяет поэтику Грасса и Твена и кажется поначалу книгой о мире детства, а в итоге оказывается обманкой, литературной игрой в набоковской традиции.
Еще стоит отметить Марека Краевского. Он вообще считается мастером восточноевропейского детектива - жестокого, мрачного, с выраженной мистической линией. Но, честно говоря, интриги детективные у него получаются так себе, зато атмосферу уютной, свойской и, в то же время, разрываемой на части высокими моральными ценностями и вдохновенным развратом довоенной Польши, словно постоянно находящейся на грани катастрофы, ему удается передать очень красочно.
Какой чудесный ответ!
Обожаю ВСЕ книги Иоанны Хмелевской - такой острый ум и язык еще поискать!!
А в детстве зачитывалась А. Шклярским и его серией книг о приключениях Томека Вильмовского.
Всё красное, Что сказал покойник и Подозреваются все — мои любимые!
Хотя многие и ругают, но мне очень нравится "Одиночество в сети" Януша Вишневского: трогательная, пронзительная история. Ностальгия по 1990-м, когда сеть только начиналась.
Еще Генрика Сенкевича, кажется, забыли. В школьном возрасте мне очень нравились его романы, хотя и все сюжеты очень похожи, особенно любовные линии.