Честно говоря я не думаю что существуют такие объекты искусства которые способны "изменить картину мира" у человека. Но в моей жизни случались моменты когда произведения искусства глубочайшее ранили моё сознание и вызывали полное смятение чувств.
Первый удар я получил в глубоком детстве когда мама, ещё до школы, повела нас с братом на "Синюю птицу" во МХАТ. Я вдруг, из промозглой зимней Москвы, попал в Иной Прекрасный Мир. Мир где чудеса происходят у тебя на глазах, где волшебство так же реально как валенки у тебя на ногах. Где Хлеб разговаривает и движется, а Молоко с ним ссорится и плачет горючими слезами, а вокруг феерия красок и неземная музыка… в общем потрясение было такое что я помню о нём и по сию пору.
Второй удар я получил в подростковом возрасте, когда я, благодаря счастливому случаю, попал в Клуб МГУ на закрытый просмотр "Андрея Рублёва" А. Тарковского. Ничего подобного я до сих пор не видел и даже не предполагал что подобное существует. Показывали НЕ резанный вариант картины со всей откровенной жестокостью и нелицеприятной правдой жизни. Для мальчика смотревшим до этого "Девчата" и "Неподдающиеся", это был удар ниже пояса. Удар был столь оглушительный что я не спал несколько ночей подряд и до сих пор считаю этот фильм одним из лучших в мировом кинематографе.
Ну а третий удар был нанесён мне в Дрезденской галерее. Я вдруг узнал про себя что я подвержен Синдрому Стендаля. Стендаль, как известно, начинал безудержно рыдать когда видел очень красивое живописное полотно. Оказалось что не он один плачет от вида живописных шедевров и психиатры нарекли это явление "Синдромом Стендаля". Оказавшись рядом с полотном Джорджоне "Спящая Венера" от нестерпимой красоты этой картины у меня из глаз ручьём потекли слёзы. Я не рыдал, не катался по полу, не рвал на себе рубашонку - я стоял как столб и у меня, как из под крана, текли слёзы. Потом это повторялось много раз и в Уффици, и в Ватикане, и в Прадо…но первый раз запомнился на всю жизнь.