Если сравнивать среднее школьное образование в разных странах, то выясняется, что основные цели и задачи в них практически одинаковы. Различия между ними состоят в следующем:
- методика и качество преподавания;
- возраст детей;
- структура среднего школьного образования;
- содержание образовательной программы.
Безусловно, что в любой хорошей школе, несмотря на страну, есть свои преимущества и недостатки. Особую роль для престижа образовательного учреждения, в том числе и школы, играют преподавательский состав, педагогический менеджмент, образовательные программы, материально-техническая база. Важное значение имеет и школьная инфраструктура.
Особенностью европейских и американских школ являются учебные планы (программы), в которые наряду с традиционными (стандартными) предметами в большом количестве включены дисциплины по выбору. К ним относятся такие направления, как:
- спорт,
- иностранные языки (к примеру, китайский),
- психология,
- экономика и право,
- актерское мастерство,
- робототехника и другие.
Такое альтернативное развитие учеников ориентировано на более серьезное отношение к выбору будущей профессии.
Хорошая спортивная база (спортзалы, ледовые площадки, качественный инвентарь) рассчитана на физическое и здоровое развитие школьников, на профилактику различных заболеваний и повышение иммунитета. Во многих школах работают театральные студии, в которых занятия ведут настоящие профессионалы театра, кино и т.д.
Отдельным направлением в зарубежной школе является специально разработанные программы (кейсы, командная проектная работа, дебаты, деловые игры) по социальной адаптации детей и развитию коммуникативных способностей.
Следующей отличительной чертой школ в западных странах является характер отношений между учителями и учащимися. За каждым учеником закрепляется куратор (наставник), помогающий подопечным решать возникающие проблемы. Как правило, между ними устанавливаются доверительные и дружеские отношения.
В рассматриваемые школы дети поступают с шести лет (в отдельных странах с пяти). Продолжительность школьного обучения составляет двенадцать классов. Обучение больше ориентировано на те дисциплины, изучение которых будет продолжено в вузе.
По структуре система школьного образования состоит из трех уровней. Школы каждого уровня расположены на отдельных территориях (к примеру, начальная школа имеет собственную инфраструктуру и т.д.).