Вероятнее всего, речь идет о технологии возврата первой ступени. Тут Рогозин даже конкретизировал, что мы сейчас собираемся работать в этом направлении, но будем решать эту задачу немного иначе.
Наша отрасль несколько консервативна, но я думаю, что работать в этом направлении надо, хотя согласен, что для того, чтобы опередить соперника, нужно его не догонять, а прыгать вперед и внедрять еще более революционные технологии, которые могут снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Опасения, что, пока наши будут работать, SpaceX придумает что-нибудь новенькое, конечно, существуют. Разработки ведутся не только у нас, они ведутся и там.
Нужно сделать более интенсивной разработку новых ракетоносителей, новых технологий доставки грузов на орбиту. SpaceX разрабатывает не только носители, но и пилотируемые корабли, и средства доставки грузов. В отношении пилотируемых кораблей - здесь мы, к сожалению, тоже засиделись. Мы продолжаем оставаться лидерами в этой сфере, единственной державой, которая может гарантированно доставить людей на орбиту. Но SpaceX нас догоняет, и в следующем году у нас уже не будет такого безоговорочного лидерства. Наверное, надо было работать в этом направлении интенсивнее и быстрее. Если сейчас бросить силы на пилотируемую космонавтику, то мы могли бы в ней конкурировать со SpaceX. Но нужно и политическое решение, нужны финансовые вложения, нужна здравая и четкая программа действий, а не просто намерения. Нужен план с конкретными сроками и исполнителями, вложениями.
Нынешних средств недостаточно, нужны частные инвестиции, но этих денег пока нет. Теоретически их найти можно, но на практике этого мало для рывка. Наш бизнес морально не готов к тому, чтобы раскошелиться и давать деньги на космос. Нужно понимать, что дело не только в деньгах, но и в технике. А вкладывать в госструктуры хотят далеко не все.