П.Я. Чаадаев - это прежде всего христианский мыслитель, что писал и русский христианский философ ХIX в. В. С, Соловьёв. Да, Чаадаева можно условно причислить к консервативным западникам. Так, например, Чаадаев восхищался:
- Католической верой, считая её христианством, достигшим социального идеала.
- Западным средневековьем, где ему нравился принцип разумного устроения общества на основах права и религиозного обычая.
- Реформами Петра I, которые, впрочем, по его мнению не всегда удавались. Вообще он ставил Петру I в заслугу…введение на Руси феодального строя.
Правда, на этом его сходства с западниками заканчивались. Дальше начинались различия:
- Западникам как правило нравился процесс секуляризации общества и освобождения личной инициативы человека от церковных и религиозных догм. Чаадаев видел в этом процессе упадок Запада, делающий Запад опасным для всего остального мира.
- Западники ценили в Западе его революционный, освобождающий характер и жили его бурным настоящим. Вектор интересов Чаадаева как христианского мыслителя был эсхатологическим - направленным в будущее.
- Современная им Россия не нравилась западникам за то, что она недостаточно была похожа на современный им Запад, за то, что процессы освобождения личных начал и внедрения правового государства в России никак не начинались. Чаадаеву не нравилось прошлое России, поскольку с его точки зрения русские еще страшно мало дали миру, но он писал, что в будущем Россия может дать миру больше, чем любая другая страна на Земле.
- Большинство западников, современных Чаадаеву, были так или иначе либерально настроены. Чаадаев же в своих дневниковых записях однажды так высказался о русских либералах: "Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче, солнце это - солнце Запада".
Я бы даже утверждал, что с наших сегодняшних культурных позиций, П.Я. Чаадаев рассматривался бы как "ультрасамобытник", а не западник. Как собственно и его друг, А.С. Пушкин.