С моей точки зрения, лучше всего передают атмосферу Италии фильмы Федерико Феллини. Этакая неторопливая лень. При том, итальянцы вовсе не ленивы, просто на жаре работать довольно тяжело. Даже магазины днём на время жарких часов закрываются. Сейчас, конечно, глобализм добрался и до Италии, но сами итальянцы его саботируют. Сидят, себе за столиками на улице и потягивают кофе, никуда не спеша.
Соблазнительный вопрос, способный унести нас в красочное и эмоциональное путешествие по итальянскому неореализму (и тут не обойтись без "Мое путешествие по Италии" (1999) Мартина Скорсезе) и грезам об Италии (в духе "Ешь, молись, люби" или "Под солнцем Тосканы") или же обратиться к итальянскому ироничному кинообъективу, направленному на самих себя ("Добро пожаловать на Юг/Север"). Порой, кажется, что любой фильм, где сиюминутно возникает Италия, способен унести мысли и чувства в этот благословенный край. Все зависит от того, что понимать под "атмосферой", и об Италии какого периода (или какой ее части) идет речь. Все индивидуально и универсально одновременно. Недаром же сказано, что первую часть жизни нужно путешествовать по миру, а вторую - только по Италии. Это отдельный мир, и кинематограф передает это со всей убедительностью маня и приглашая в это незабываемое путешествие.
Итальянских киноподборок в Интернете превеликое множество. Укажу несколько не столь очевидных современных фильмов, которые оказались мне крайне полезны (деталями быта, фактами, символами, сленгом и темами для разговора с коллегами/друзьями) для жизни в Риме. Намеренно не указываю киноклассику, так как это самоочевидно)
Лоро (Loro) Паоло Соррентино (желательно найти его в полной режиссерской версии). Да и вообще горячо рекомендую все фильмы этого режиссера.
Однажды в Риме (Non ci resta che il crimine), - о мафиозном (в комедийной тональности) Риме 80-х.
Мэр Района Санита (Il Sindaco del Rione Sanita) 2019 – психологически точное переложение пьесы Эдуардо де Филиппо на новый лад.
Первая линия (La prima linea) 2009 – об Италии конца 1960-х.
Сделано в Италии (Made in Italy) 2018 – о трудяге, потерявшем работу и смысл жизни, но нашедшем мужество жить и быть счастливым всему наперекор.
Итальянских фильмов, хороших и разных, много, и в каждом из них можно почерпнуть что-то для души и для настроения. Перечисленные выше фильмы легко найти в Сети в свободном доступе.
Отдельного внимания заслуживает документальное кино, но я думаю, что эта тема заслуживает отдельного вопроса-поста.
Приятного и полезного просмотра и, конечно, встречи с Италией!
Моя самая любимая Италия, определенно, в «Зови меня своим именем» (2017). Старина, сверчки, скрип половиц, изумрудная вода и бирюзовая листва. Но не только. Главное — удалось поймать и передать совершенно прямое и беззастенчивое сосуществование этой нашей современной Италии (в одеждах 80-х), той, в которую можно приехать (может, не прямо сейчас, но когда-нибудь) и Италии древней, римско-античной. Молодые герои, свободно говорящие на нескольких европейских языках, эту связь тоже удерживают. Открывающий титр сообщает, что действие происходит где-то в Северной Италии. Режиссер Лука Гуаданьино снимал в любимой Ломбардии, где сам живет. Неземной особняк семейства Перлманов — это Альбергони, необитаемая вилла XVII века в Москаццано.
«Зови меня своим именем»
Кстати, сценарист «Зови меня своим именем» Джеймс Айвори в «Комнате с видом» (1985) создал выдающийся образ Флоренции (Тоскана). Классными итальянскими замками (город Л’Акуила) можно полюбоваться в средневековой фантазии «Леди-ястреб» (1985). Идеальное воплощение духа шумной и элегической деревенской Италии — в «Новом кинотеатре «Парадизо» (1988) (северо-запад Сицилии). Совсем другая Сицилия (Липарские острова) у Микеланджело Антониони в «Приключении» (1960) — почти космическая, таящая загадку, которую невозможно разгадать.
Отдельная тема — это Венеция в кино, нередко необыкновенно мрачная — достаточно вспомнить «Смерть в Венеции» (1971). Самый пронзительный пример — это, конечно, «А теперь не смотри» (1972): фрески и плесень, любовь и смерть, кровь и судьба. У Пола Шредера в «Утешении незнакомцев» (1990) тоже атмосфера тлена и упадка. Неприлично молодой Руперт Эверетт, костюмы Джорджо Армани, а наступающая со всех сторон Венеция — тоже до слез красивая, чувственная и одновременно страшная. У Висконти в «Чувстве» (1954) она яркая и трагичная. А вот Джорджу Рою Хиллу в «Маленьком романе» (1979) удалось показать другую сторону Венеции — празднично-сказочную, исполняющую желания. Как и Дэвиду Лину в Summertime (1955).
«А теперь не смотри»
Вот еще несколько примеров фильмов, снятых в разных регионах Италии и в большей или меньшей степени уловивших ее атмосферу:
Великий и великолепный, вечно юный Рим — это «Великая красота» (2013), «Затмение» (1962), «Римские каникулы» (1953), «Рим Феллини» (1972), «Сладкая жизнь» (1960), «Девушка, которая слишком много знала» (1963) и многие другие...
«Путешествие в Италию» (1954) — Неаполь;
«На ярком солнце» (1960) — Рим и остров Искья;
«Розовая пантера» (1963) — Кортина-д’Ампеццо, Доломитовые Альпы;
«Итальянская работа» (1969) — Турин;
«Крестный отец» (1972) — Сицилия;
«Колдовской апрель» (1991) — Портофино, Генуя;
«Много шума из ничего» (1993) — Греве-ин-Кьянти, Тоскана;
«Почтальон» (1994) — Сицилия и остров Прочида;
«Английский пациент» (1996) — Венеция и Тоскана (особенно Базилика Сан-Франческо в Ареццо);
«Ускользающая красота» (1996) — Сиена и окрестности;
«Большая ночь» (1996) — дух итальянской еды в Нью-Джерси;
«Крылья голубки» (1997) — Венеция;
«Талантливый мистер Рипли» (1999) — Рим, Венеция и Неаполь;
«Чай с Муссолини» (1999) — Сан-Джиминьяно, Тоскана;
«Гладиатор» (2000) — долина Валь-д'Орча, около Сиены;
«Малена» (2000) — Сицилия;
«Под солнцем Тосканы» (2003) — Тоскана;
«Страсти Христовы (2004) — Матера, юг Италии;
«Поездка в Италию (2014) — Амальфийское побережье.
А еще некоторые серии бондианы: «Из России с любовью» (1963) — Венеция; «Лунный гонщик» (1979) — Венеция; «Только для ваших глаз» (1981) — Кортина-д’Ампеццо; «Казино «Рояль» (2006) — озеро Комо и Венеция; «Квант милосердия» (2008) — озеро Гарда и Сиена; «007: Спектр» (2015) — Рим и берега Тибра).