Соблазнительный вопрос, способный унести нас в красочное и эмоциональное путешествие по итальянскому неореализму (и тут не обойтись без "Мое путешествие по Италии" (1999) Мартина Скорсезе) и грезам об Италии (в духе "Ешь, молись, люби" или "Под солнцем Тосканы") или же обратиться к итальянскому ироничному кинообъективу, направленному на самих себя ("Добро пожаловать на Юг/Север"). Порой, кажется, что любой фильм, где сиюминутно возникает Италия, способен унести мысли и чувства в этот благословенный край. Все зависит от того, что понимать под "атмосферой", и об Италии какого периода (или какой ее части) идет речь. Все индивидуально и универсально одновременно. Недаром же сказано, что первую часть жизни нужно путешествовать по миру, а вторую - только по Италии. Это отдельный мир, и кинематограф передает это со всей убедительностью маня и приглашая в это незабываемое путешествие.
Итальянских киноподборок в Интернете превеликое множество. Укажу несколько не столь очевидных современных фильмов, которые оказались мне крайне полезны (деталями быта, фактами, символами, сленгом и темами для разговора с коллегами/друзьями) для жизни в Риме. Намеренно не указываю киноклассику, так как это самоочевидно)
Лоро (Loro) Паоло Соррентино (желательно найти его в полной режиссерской версии). Да и вообще горячо рекомендую все фильмы этого режиссера.
Однажды в Риме (Non ci resta che il crimine), - о мафиозном (в комедийной тональности) Риме 80-х.
Мэр Района Санита (Il Sindaco del Rione Sanita) 2019 – психологически точное переложение пьесы Эдуардо де Филиппо на новый лад.
Первая линия (La prima linea) 2009 – об Италии конца 1960-х.
Сделано в Италии (Made in Italy) 2018 – о трудяге, потерявшем работу и смысл жизни, но нашедшем мужество жить и быть счастливым всему наперекор.
Итальянских фильмов, хороших и разных, много, и в каждом из них можно почерпнуть что-то для души и для настроения. Перечисленные выше фильмы легко найти в Сети в свободном доступе.
Отдельного внимания заслуживает документальное кино, но я думаю, что эта тема заслуживает отдельного вопроса-поста.
Приятного и полезного просмотра и, конечно, встречи с Италией!
Моя самая любимая Италия, определенно, в «Зови меня своим именем» (2017). Старина, сверчки, скрип половиц, изумрудная вода и бирюзовая листва. Но не только. Главное — удалось поймать и передать совершенно прямое и беззастенчивое сосуществование этой нашей современной Италии (в одеждах 80-х), той, в которую можно приехать (может, не прямо сейчас, но когда-нибудь) и Италии древней, римско-античной. Молодые герои, свободно говорящие на нескольких европейских языках, эту связь тоже удерживают. Открывающий титр сообщает, что действие происходит где-то в Северной Италии. Режиссер Лука Гуаданьино снимал в любимой Ломбардии, где сам живет. Неземной особняк семейства Перлманов — это Альбергони, необитаемая вилла XVII века в Москаццано.
«Зови меня своим именем»
Кстати, сценарист «Зови меня своим именем» Джеймс Айвори в «Комнате с видом» (1985) создал выдающийся образ Флоренции (Тоскана). Классными итальянскими замками (город Л’Акуила) можно полюбоваться в средневековой фантазии «Леди-ястреб» (1985). Идеальное воплощение духа шумной и элегической деревенской Италии — в «Новом кинотеатре «Парадизо» (1988) (северо-запад Сицилии). Совсем другая Сицилия (Липарские острова) у Микеланджело Антониони в «Приключении» (1960) — почти космическая, таящая загадку, которую невозможно разгадать.
Отдельная тема — это Венеция в кино, нередко необыкновенно мрачная — достаточно вспомнить «Смерть в Венеции» (1971). Самый пронзительный пример — это, конечно, «А теперь не смотри» (1972): фрески и плесень, любовь и смерть, кровь и судьба. У Пола Шредера в «Утешении незнакомцев» (1990) тоже атмосфера тлена и упадка. Неприлично молодой Руперт Эверетт, костюмы Джорджо Армани, а наступающая со всех сторон Венеция — тоже до слез красивая, чувственная и одновременно страшная. У Висконти в «Чувстве» (1954) она яркая и трагичная. А вот Джорджу Рою Хиллу в «Маленьком романе» (1979) удалось показать другую сторону Венеции — празднично-сказочную, исполняющую желания. Как и Дэвиду Лину в Summertime (1955).
«А теперь не смотри»
Вот еще несколько примеров фильмов, снятых в разных регионах Италии и в большей или меньшей степени уловивших ее атмосферу:
Великий и великолепный, вечно юный Рим — это «Великая красота» (2013), «Затмение» (1962), «Римские каникулы» (1953), «Рим Феллини» (1972), «Сладкая жизнь» (1960), «Девушка, которая слишком много знала» (1963) и многие другие...
«Путешествие в Италию» (1954) — Неаполь;
«На ярком солнце» (1960) — Рим и остров Искья;
«Розовая пантера» (1963) — Кортина-д’Ампеццо, Доломитовые Альпы;
«Итальянская работа» (1969) — Турин;
«Крестный отец» (1972) — Сицилия;
«Колдовской апрель» (1991) — Портофино, Генуя;
«Много шума из ничего» (1993) — Греве-ин-Кьянти, Тоскана;
«Почтальон» (1994) — Сицилия и остров Прочида;
«Английский пациент» (1996) — Венеция и Тоскана (особенно Базилика Сан-Франческо в Ареццо);
«Ускользающая красота» (1996) — Сиена и окрестности;
«Большая ночь» (1996) — дух итальянской еды в Нью-Джерси;
«Крылья голубки» (1997) — Венеция;
«Талантливый мистер Рипли» (1999) — Рим, Венеция и Неаполь;
«Чай с Муссолини» (1999) — Сан-Джиминьяно, Тоскана;
«Гладиатор» (2000) — долина Валь-д'Орча, около Сиены;
«Малена» (2000) — Сицилия;
«Под солнцем Тосканы» (2003) — Тоскана;
«Страсти Христовы (2004) — Матера, юг Италии;
«Поездка в Италию (2014) — Амальфийское побережье.
А еще некоторые серии бондианы: «Из России с любовью» (1963) — Венеция; «Лунный гонщик» (1979) — Венеция; «Только для ваших глаз» (1981) — Кортина-д’Ампеццо; «Казино «Рояль» (2006) — озеро Комо и Венеция; «Квант милосердия» (2008) — озеро Гарда и Сиена; «007: Спектр» (2015) — Рим и берега Тибра).