Троцкизм основывается на идеях о внутрипартийной демократии и "революции на экспорт с помощью штыков". Коротко говоря, троцкизм - это менее "национально-патриотическая" версия большевизма, нежели маосизм и сталинизм, а также менее авторитарная, проповедующая подобие умеренного парламентаризма, когда партийные бюрократы могут "сниматься". Также троцкизм основывается на утверждении о возможности проведения мягкой (по сравнению со сталинской) индустриализации. Критика СССР основана, главным образом, на теории о заговорщическом служении советской (и постсоветской) бюрократии мировой империалистической буржуазии. Далее идут идеалистические теории о том, что самое такое отношение уже позволяет определить бюрократию либо в "промежуточный класс", либо в буржуазию, либо вообще никуда не определить.
Сталинизм отстаивает идеи "затяжной" мировой революции всё теми же способами, но с длительным периодом радикальной кровавой индустриализации и значительной милитаризации "соцлагеря"/country_name. Сталинизм имеет значительный по сравнению с троцкизмом националистический и патриотический компонент, "нейтрально-критическое" отношение к персонажам и символам времён былых (Суворов, Невский, Пётр 1, славяне). В то же время отношение сталинистов к национально-освободительным и сепаратистским движениям было куда более строгим, о чём говорит прошлое поволжских немцев, крымских татар, чеченов, ингушей, украинцев/малороссов, белорусов/литвинов и многих других. Критика СССР основывается на субъективном факторе истории: главным образом, критика касается хрущёвско-брежневских и троцкистских "ревизионистов".
Маосизм пересматривает положение марксизма о руководящей роли пролетариата и откровенно отводит главную роль крестьянству (даже в большей степени, чем прошлые версии ленинизма/большевизма). Критика всегда касается тех же ревизионистов. Маосизм яро поддерживает угнетённые нации в борьбе против глобализма/империализма, но отношение к Свободе Слова, СССР, анархизму или китайскому национализму может меняться от маосиста к маосисту, что отчасти обусловлено более частыми "метаниями" самого Мао при жизни. Маосизм рассматривается обычно как наследник сталинизма, но нередко совмещается с троцкистской идеологией.