Я давно думаю о типе современного интерактивного кинематографа, который предлагает новую форму притчи. Где притча – это условный рассказ, в котором сообщают не только непосредственно о том, что мы видим на экране, но и о чём-то другом, в то же время, категорически не предлагая никакого вывода. Мораль в притче мы формируем сами. Причём, она может быть разная: мораль «Догвилля» Ларса фон Триера может быть такой - «нельзя давать себя использовать, и надо убивать всех тех, кто пытается это сделать»; так и такой - «якобы милосердная героиня оказалась хуже, чем приютившие её жители города Догвилль». Автор, если он талантлив, строит своё произведение так, что, при извлечении морали, вам кажется, что он с вами солидарен. На самом деле это ничего не значит. Все талантливые современные режиссёры делают именно так. Конечно, лидеры этого движения Ларс фон Триер и Михаэль Ханеке. Такого рода фильмы вызывают в нас определённые эмоции или эмпатию, заставляют вас посмотреться в зеркало и сделать какой-то вывод о себе, хотя вам кажется, что вы делаете вывод о героях или о качестве этого фильма. Вместе с тем, голливудское кино и любой мейнстримный кинематограф, который подражает Голливуду, как правило, построен очень морализаторским образом – это притчи, которые имеют абсолютно чёткую мораль, проговорённую настолько внятно, чтобы уже никто не запутался и не заблудился. Это может быть и вполне нонконформистская мораль, как в том же «Аватаре», где мораль в том, что человечество погрязло в грехе и должно быть уничтожено. При этом, если в голливудском фильме не будет отчётливого месседжа, это будет плохое голливудское кино.
Есть предположение, что любые фильмы для этого подходят, если этот аппарат включен в принципе.
Если же не включен, то любая кинолента (книга, разговор и т. д.) пройдут мимо этой цели!
Все фильмы Андрея Тарковского, начиная с "Иванова детства". Пусть земля ему будет пухом. Гениальный художник, учитывая в какие годы ему пришлось творить....