Выявление потребности очень важный этап в процессе продажи. При этом не важно ведется продажа в торговом зале, по телефону или в мессенджере. Успех закрытия сделки зависит от актуальности предложения для потенциального покупателя. А актуальность предложения напрямую зависит решает ли ваше предложение возможную проблему потенциального покупателя. А это вы можете узнать только на этапе выявления потребностей.
Самый распространенный вариант выявления потребностей через цепочки вопросов. Цепочки включают в себя открытые вопросы (на такой вопрос НЕЛЬЗЯ ответить Да или Нет), ответ на который даст вам полное понимание по текущей ситуации потенциального покупателя и его возможных проблемах. И уже понимая все вводные и проблемы проще донести выгоду для конкретного покупателя. При выявлении потребностей сначала задаются вопросы про текущую ситуацию, а после вопросы про возможные проблемы.
Вопросы про текущую ситуацию/настоящее - задаются для того чтоб понять, что сейчас есть у покупателя. Цель понять причины выбора и из ответов собрать информацию для формирования потребности/проблемы. Примеры таких вопросов:
- Как сейчас отправляете отчетность в ФМС?
- Как узнаете об изменениях в законодательстве?
- Где проверяете отчет перед отправкой в налоговую?
- Какие источники информации сейчас отслеживаете чтоб понимать положение дел у ваших конкурентов?
- Как сейчас отправляете/получаете закрывающие документы покупателям/от поставщиков?
Вопросы про возможные проблемы. Вопросы, отвечая на которые покупатель может открыть вам возможные проблемы. Данный тип вопросов служит условным трамплином к этапу формирование потребностей. Примеры вопросов:
- Сколько человек занимаются проверкой контрагентов?
- Какие штрафы вы получаете если теряете документы от поставщиков?
- Сколько времени уходит на поиск нужного тендера?
- Кто кроме руководителя может проверить контрагента?
- Сколько раз в неделю вам приходится задерживаться на работу, чтобы найти документы по последним изменениям?
Еще хочу добавить, что 70% успеха менеджера на этапе выявления потребностей - это умение слушать и анализировать полученную информацию в моменте. А исходя из анализа задавать еще вопросы и вести логичную беседу вместо несвязного допроса.