Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как выглядело детство во время Второй Мировой войны в Германии? Чем занимались дети, были ли они счастливы? Как им объясняли происходящее?

ГерманияВторая мировая война
Анонимный вопрос
  ·   · 5,5 K
Младший дворник Лозинского гетто  · 10 янв 2020

Детям в Германии жилось по-разному в зависимости от течения войны. Первые два года, когда война была не особенно заметной в частной жизни немцев, жизнь маленьких немцев не особенно отличалась от предвоенной - более ранние комментаторы верно сказали о том, что их активно индоктринировали в молодёжных организациях нацистской партии. После сдачи специальных тестов, т.наз. "пимпф-пробе", десятилетний мальчик вступал в "Юнгфольк", девочки - в "Юнгмедель"; по достижении 14 лет юноши переходили в "Гитлерюгенд", девушки - в организацию "Союз немецких девушек". По достижении 18 лет полагалась обязательная трудовая практика в Имперской трудовой службы, после чего юноши призывались в армию, а девушки поступали на работу или начинали учиться. Некоторое количество мальчиков и юношей учились в разного рода партийных учебных заведениях закрытого типа - "Национал-политических академиях" (де факто подчинялись СС), "школах Адольфа Гитлера" и Национал-социалистических орденских замках (организованы совместно "Гитлерюгенд" и Германским трудовым фронтом). Остальные дети посещали обычные школы, но и в них они не оставались без воспитания в нацистском духе. В молодёжных организациях партии и партийных учебных заведениях основной упор делался не на интеллектуальное развитие, а на усиленную индоктринацию и спорт, а так же получали первый опыт подчинения и руководства (по принципу "дети руководят детьми"). Детские и молодёжные партийные организации предоставляли множество вариантов досуговой деятельности - это и различные спортивные кружки, соревнования, военно-спортивные игры, походы. Деятельность этих организаций значительно ритуализировалась - самым важным таким ритуалом было вручение юному члену "Юнгфолька" его первого ножа с нацистской символикой и выгравированным на нем изречением. Были и исключения - например, всё еще существовали остатки молодёжных организаций католической церкви (практически все протестантские молодёжные группы были интегрированы в "Гитлерюгенд"), существовали также особенные учебные заведения вроде гимназии для Венского хора мальчиков или лейпцигская Школа св. Фомы (которая также служила базой для хора мальчиков, известного в т.ч. тем, что его руководителем был И. С. Бах, а членами - множество знаменитых деятелей немецкой политики и культуры, от адмирала Фридриха Руге до Рихарда Вагнера) - в них влияние нацистской идеологии ощущалось меньше, а руководство школ старалось оградить своих воспитанников от вступления в молодёжные организации партии.

Тем не менее, со временем война всё чаще вторгается в жизнь рядовых немцев - для них самым страшным фактором войны становятся союзные бомбардировки немецких городов, цель которых состояла именно в устрашении населения. Другим важнейшим фактором, кардинально поменявшим жизнь рядовых немцев, было постепенное исчезновение из обычной жизни мужчин - все мужчины с 17 до 45 лет, способные носить оружие, за исключением особо ценных рабочих и других защищённых от призыва групп мужского населения, призывались в вооружённые силы. И если у станков, на строительстве и отчасти в сельском хозяйстве их стали заменять военнопленные или насильно привезённые в Германию иностранные рабочие, то немецких детей стали привлекать там, где они могли бы заменить взрослых. Так юные немцы занимались полевыми работами, собирали зимние вещи для фронта в рамках Национал-социалистической благотворительной организации, а также начали привлекаться к службе пожарных (они активно тушили пожары, разгребали завалы - и видели горы обгоревших трупов, - оказывали первую помощь пострадавшим и т.д.) и зенитных частей (будучи помощниками зенитчиков - флакхельферами - они подчинялись СС и находились в обслуге зенитных орудий и прожекторов, часто дежуря по ночам под британскими бомбами и видя, как горят и рушатся их дома). Впоследствие наиболее отличившихся на этих поприщах юношей и девушек (а иногда и мальчиков и девочек) награждали Крестом за военные заслуги 2-го класса без мечей, а иногда - даже Железным крестом 2-го класса.

Кроме того, со временем появилась и практика эвакуации детей - особенно младших возрастов, которых ещё не могли быть применены на каких-либо работах - в провинцию, в небольшие городки или деревни, подальше от страдающих от бомбёжек городов. Остававшиеся же в них немецкие дети сполна разделили участь своих родителей и других взрослых - постоянные сигналы тревоги, томительные ночи в бомбоубежищах, постепенное исчезновение лекарств и оскудение пищевых рационов, потери своих домов и близких. И, разумеется, смерть, чужая и своя.

Постепенно дети стали привлекаться и непосредственно к военным усилиям. Первым опытом такого использование стало создание из членов "Гитлерюгенд" одноимённой дивизии СС. Строго говоря, эти солдаты детьми уже не были, но не были и совершеннолетними (они приходили в эту дивизию в 17-летнем возрасте; вместо положенных пайком сигарет им выдавали шоколад), в связи с чем союзники называли эту дивизию в своей пропаганде "детской". Тем не менее, её первый кадровый состав был хорошо обучен и снабжён боевой техникой и вооружением, командовали ею и её частями и подразделениями опытные ветераны войск СС (через неё прошли Теодор Виш, Курт Майер, Макс Вюнше, Хуго Краас; последним командиром её танкового полка был немецкий герой Курской дуги скончавшийся в прошлом году сын Иоахима фон Риббентропа Рудольф). Эта дивизия показала высокий боевой дух и результативность, но её первый состав был почти полностью уничтожен в Фалезском котле летом 1944 г.

Но в 44-м стали применяться на фронте и люди вполне детского возраста. Из подростков "Гитлерюгенд" стали формировать отряды, которые чаще всего задействовали при обороне городов (наиболее известен такой отряд, участвовавший в обороне Бреслау). Детей использовали в "Фольксштурме" - нацистском варианте традиционного для истории Германии народного ополчения и даже порой в составе "взрослых боевых частей", где они служили связными, разведчиками, а иногда и в боевых порядках. На хроникальных кадрах одного из последних выпусков можно видеть, как командующий группой армий "Центр" фельдм. Ф. Шёрнер пожимает руку 15-летнему уроженцу Лаубана Вилли Хюбнеру, который одет в стандартный стальной шлем немецкого пехотинца и форму, на которой эмблемы сухопутных войск соседствуют с чёрными погонами члена "Гитлерюгенд" - затем мы можем видеть этого парнишку уже в форме этой организации на последней в жизни Адольфа Гитлера видеозаписи - 20 марта 1945 года он вышел из бункера, чтобы наградить Железными крестами 2-го класса отличившихся в боях членов "Юнгфольк" и "Гитлерюгенд". Самым юным в этой группе был 12-летний цугфюрер "Юнгфольк" Альфред Цех, оказавший помощь раненым солдатам. Вот таким, если очень кратко, было немецкое детство военных лет.

Главный редактор журнала про Древний мир «Энгурра»  · 20 авг 2019  ·
engurra
Детство мальчиков в Германии во время Второй мировой войны проходило в специальной детской организации - Гитлерюгенд. Дети делились на две категории: 10-14 лет и 14-18 лет. Старшие следили и обучали младшим. Организация... Читать далее
Имею естественно научное образование, в юношестве...  · 8 авг 2019
В начале второй мировой детство было, так сказать, партийно ориентированным, дети жили в условиях развивающейся идеологии, им доступно объясняли, что происходит на языке превосходства немецкого народа над остальными, пытались... Читать далее