Моя история не оригинальна, репетиторы и университет. Учу английский много лет, порой возникает мысль, что КПД довольно низкий, но думаю, что тут тоже работает закон Парето: 20% усилий дают 80% результата. Попробую разобраться, чем же я занимался и где искать эти двадцать процентов.
1) Формальные занятия - в школе, универе, с репетитором, на языковых курсах - хороши для дисциплины и теоретических знаний, без них у меня вряд ли бы что-то вышло, ибо ленивая задница. С другой стороны, их практическая польза сильно зависит от преподавателя: никто никогда ничему вас не научит, научиться можно только самому - хороший преподаватель это понимает и создает условия для этого как в классе, так и за его пределами, развивая вашу автономность. Но он может вам лишь помочь, все делаете вы, не надо ждать от занятий чуда. Если бы я только ходил на уроки и ничего больше бы не делал, что результат был бы нулевым. К сожалению, многие студенты этого не понимают.
2) Фильмы. С моей учительницей мы посмотрели все лучшие картины девяностых, от "Одного дома" до "Форреста Гампа". Только спустя 18 лет я понимаю, какой сильный эффект на мой английский (и на жизнь в целом) это произвело. Для максимальной эффективности надо хотя бы немного понимать, о чем говорят герои, останавливать и разбирать моменты - в эпоху VHS титров не было, приходилось морщить мозг.
3) Книги. Первую полноценную книгу до конца я прочитал в старших классах, это был какой-то роман Тома Клэнси - и сразу почуствовал, что элементы грамматической мозаики встали на свои места, сработал переход количества в качество. Потом читал много и без разбора, всегда без словаря - прокачивал языковое чутье. Потом что-то перепроверял, но лень обычно побеждала, так что тут много упустил в плане новых слов, зато научился быстро извлекать максимум смысла без понимая отдельных слов - практически навык весьма ценный. Сейчас не спешу, новое выписываю и учу, английский такой язык, что его сколько не учи, слова все никак не заканчиваются, дрянь такая.
3) Карточки. Тупо, старомодно, эффективно. Если у вас память, как у меня, то есть, как у золотой рыбки, то это способ для вас. Сейчас есть удобные инструменты для создания и организации карточек, например quizlet или studyblue, я делаю наборы по тридцать слов, всегда с примерами использования, и учу по методу интервальных повторений (гуглите spacing effect), когда каждый следующий подход делается с возрастающим промежутком. Например, сегодня учим, потом завтра, потом через два дня, потом через четыре и т.д., мне комфортно учится по формуле D+1+1+2+2+4+4+7+7+14+14+30+30+60+60+60, но это все индивидуально подбирается. Кстати, интересно, что когда учишь новое слово, оно потом начинает попадаться в многих текстах - на первый взгляд мистика или глюк в матрице, а на самом деле мозг до этого просто не обращал на незнакомые слова внимания.
4) Компьютерные игры. Слово "локализация" было в девяностые мне неизвестно, но играть я любил, поэтому приходилось где-то приходилось напрягаться и лезть в словарь, а где-то что-то запоминалось само. Дум, наверное, в языковом плане дал не очень много, а вот адвенчуры от Лукас Артс повлияли на мой словарный запас очень сильно.
5) Преподавание. Мало что так прочищает мозги, как необходимость донести мысль для других людей. Не думаю, что когда-нибудь заговорил бы на сколь-либо приличном уровне, если бы не страх облажаться перед учениками. Говорят, что Стивен Хокинг преподавал математику, читая учебник на главу вперед студентов - я тоже так делал.
Перечитал написанное - выходит, что основными факторами в моем случае были интересное содержание (в случае с книгами, фильмами и играми), большой объем входящей информации, немного усилий и постоянство повторения + необходимость качественного применения в работе, а учебники, упражнения или методики были не так уж и важны.
Если сформулировать еще короче, то оказывается, что чтобы выучить язык (и, наверное, овладеть любым другим навыком, не вижу принципиальной разницы между английским и умением рисовать) нужны четыре вещи:
интерес
объем
необходимость
повторение
Очень хотелось бы почитать другие истории.
Спасибо вам за ответ!)