Подобный вопрос необходимо рассматривать во многих плоскостях, и можно даже сказать что не для всех регионов ответ будет одинаковый.
Поэтому стоит рассмотреть его с точки зрения фундаментального и прикладного значений, а так же pro и contra. Ну и конечно смысл изучения языка - я думаю всем взрослым людям должно быть понятно, что он в истории и культуре.
Изначально проблема состоит в том, что Россия сшита по принудительной модели, но жестокий этап христианизации и русификации шел с 9 по 19 век включительно, то есть всю нашу историю. В этом уникальность нашей страны с двумя сотнями различных народностей.
Как известно, образовательную функцию брала на себя православная церковь, взяв эту модель с европейской. В результате отношения с русским языком у коренных нерускоязычных народов сложились непрочные.
Русификация Татарстана вяло началась после середины 16 века, когда Иван Грозный взял Казань. Однако и длилась она не один век, и фактически продолжается и сегодня. Как и во многих республиках, есть множество умирающих деревень, из которых молодые люди уезжают в города, являясь при этом носителями родного языка.
Здесь мы переходим к истории. Как известно массовый выпуск печатной православной продукции был налажен лишь в 30хх годах 19 века, что ставит на разнос тезис о том что Россия - православное с точки зрения культуры государство. Тем более что пафосные слова о том что Князь Владимир крестил Русь тем пафоснее, чем больше смотришь на карту того что считалось Русью при крещении. Россия активно была православной почти столько сколько и коммунистической. Реальной империей, а не по документам, мы были лет 100 или меньше. И держаться за имперский царизм неуместно особенно сейчас глупо и не уместно (поняла, Поклонская, дб!). Но вернёмся к нашему ответу.
Вместе с русификацией и христианизацией сопряжена и унификация - фактическая потеря культуры разных народов под напором культуры русских. Сейчас мы стоим на пороге великой многонациональной катастрофы, и одновременно шанса спасти культуры и языки, которые в СССР подверглись консервации, и которым при нынешних темпах грозит вымирание. Так сказать, висим над пропастью.
То есть надо делать выбор. Для людей история это их самосознание, и если люди не хотят становится рабами в духовном, а значит и в фактическом значении, им надо сохранять свою культуру, делиться самим и принимать новую. С глобальной точки зрения ответ один - надо сейчас резко оторвать жопу от кресла и бежать спасать то что ещё можно спасти.
Второй момент прикладной - молодёжи и людям которые учились в 20-нач.21вв. язык типа не упёрся - его не употребляют, лучше бы я учил французскиц, английский, китайский и тд и тп. Всегда хочется спросить таких - а вот уедешь ты в Китай, тебя там спросят "ты кто такой" и что ты им ответишь? У тебя нет культуры, нет значит и родины. Родина - место твоей культуры. Получается будешь ты там гастарбайтером и бессмысленным рабом. Там правда всем пофигу, но и тебе от этого легче не станет. Но популяризация языка безусловно проблема широкая - её не решить, если нет глубокой, насыщенной и актуальной культурной повестки. Музыки, стихов, фольклора, фильмов. Да хоть рэпа.
Такие вещи формируются интеллигенцией и молодёжью - энтузиастами, значит их и надо спрашивать, есть ли запрос на национальную культуру. Как мы видим, он есть, но не везде. В той же Якутии своё кинопроизводство, оно мировое. В Татарстане язык для молодежи является средством выделения национального статуса, он имеет спрос. Если поискать, выяснится что многие люди на самом деле хотят творить современную национальную культуру.
Для детей, приезжающих из сел и деревень, понятнее образование на родном языке, полностью математику, химию и физику они освоят, если азы им дать на доступном языке. Так они не станут неучами, исчезнет ещё один стеклянный потолок.
Мое мнение простое - обязательным предметом должна быть культура родного края - ребенок должен понимать достижения своих предков - это единственный способ смотивировать его самому что-то достигать, развивать в нем естественное чувство любви к родине, настоящий ненавязанный патриотизм. Нефальшивое желание творить будущее, а не быть моральным рабом системы.
Таким образом История родного края обязательна к преподаванию.
Теперь язык - он полнее позволяет понять историю, а так же создавать произведения искусства.
Как сформулировал румынский философ Эмиль Мишель Чоран - человек живёт не в стране, человек живёт внутри языка. Определенно для понимания хода и образа мышления, мы должны думать на национальном языке. Так что там, где изучается культура родного края, язык необходимо изучать. Однако в силу бедственного положения национальных языков, их можно преподавать всем, не только для филологов. Но не всем это нужно.
Теперь о перепуганных родителях, которые жалуются что национальный язык съедает часы. Эти люди вряд ли смогут связать хотя бы пару слов о своих национальных писателях и музыкантах, об истории и подвигах. Тем более на родном языке. Скорее всего они начнут со справочной информации из советского учебника - появились тогда-то, к Руси были присоединены тогда-то при таких то обстоятельствах. И всё. Не этим людям судить, ведь им самим не повезло узнать что важное о себе и своих корнях.
Что касается детей - дети жалуются всегда и на всё. Это дети. Для них школа это тюрьма, они не понимают насколько знания формируют личность, потому что личность дозреет только к 30 годам минимум, и то у меньшинства из людей. Большинство из их родителей сами ещё дети.
Получается такой вариант - национальный язык должен изучаться вместе с национальной историей в обязательном порядке. Оценка за язык должна быть факультативной, оценка за нац.историю идёт в аттестат. Там где язык нереалистично давать - обязательно изучать историю и культуру, обе оценки в аттестат.
А иначе местные люди рискуют остаться бесполезным придатком человечества. И не в Татарстане как таковом тут дело. Если мы хотим мощную современную страну, это необходимая вещь. Мощная страна состоит из мощных людей, а не из людей без культурной основы.
Все школьные предметы должны быть добровольными. Зачем детей заставлять учить математику или физику? Пусть все изучают добровольно. Иначе получается, что детей принуждают, заставляют, подавляют.
Я думаю как раз этнических русских данный вопрос не касается, имеется в виду стоит ли сохранять его в национальных кругах