Моя первая практика была преподавательская: нам вручили группу первокурсников, и мы их пару месяцев вели по тем же дисциплинам практики английского языка, которые изучали сами. Несмотря на то, что у меня на тот момент уже был кое-какой опыт репетиторства, эта практика помогла раз и навсегда осознать: преподавателем мне не быть.
Второй опыт был разнообразнее: диплом по фундаментальной экологии и природопользованию предполагал развитие практических навыков и умений в области биоэкологии, геологии, геодезии и картографии, аналитической химии и пр. Я по-прежнему считаю свои знания по каждой из этих дисциплин весьма поверхностными, но экспедиции по подмосковным лесам и карьерам, лабораторные опыты с центрифугами безусловно расширили кругозор и настроили когнитивную "оптику", если так можно выразиться. В частности, такая практика лучше, чем любое аудиторное занятие, помогает понять, как различается восприятие окружающей действительности у представителей разных узких специальностей. А тем, чья профессиональная деятельность по определению междисциплинарна, такое понимание необходимо, чтобы находить общий язык с экспертами по разным вопросам.
Моя реальная работа по специальности в течение последних 10 с лишним показала, что я все-таки в первую очередь теоретик, и мои аналитические наклонности сильно преобладают и даже подавляют практический ("hands on") потенциал. В то же время, немного разбираясь в теории образования, я понимаю, что ценность практики вовсе не в том, чтобы вооружить студента неким инструментальным или методическим арсеналом на будущее. Практика нужна для того, чтобы:
1) Разобраться, хочешь ли ты этим заниматься в дальнейшем (в моем случае - нет, но "негативный" результат опыта - тоже результат);
2) Научиться учиться принципиально по-новому (по сравнению с зубрежкой учебников и конспектов, решением задач по стандартным алгоритмам и пр.) - это тренирует прежде незадействованные механизмы мышления и в целом полезно для развития;
3) Узнать своих преподавателей с другой, более общечеловеческой стороны: когда профессор, которого привык видеть в костюме и галстуке, вдруг надевает камуфляж и начинает делиться секретами приготовления идеального шашлыка, тут же эти секреты и демонстрируя, - уже одно это делает учебу проще и интересней.