Роман, однозначно, очень талантливый. Масса литературных находок, таких как кот Бегемот, Корвин. Прекрасно создан эффект присутствия во многих сценах. Начиная от дворца Понтия Пилата, кончая цоколем с горящей печкой, мастера. Роман сугубо духовный. К нему нельзя подходить математически. Я бы сказал что в этом плане он созвучен таким произведениям как Евгений Онегин и Герой нашего времени. Где авторы отображают на примере конкретных образов само время. Время обозначено и в Мастер и Маргарита. Когда душевной чистоте нет места в этом грязном мире. Смело показан Воланд. Неподдельная искренность и та же душевная чистота покоряют и его. Существо, которое, видимо устало от человеческих слабостей с неподдельным внимание и возможно уважением относится к душевным свойствам героев. Почему бы и нет. Абсолютное зло, как его показывает церковь утрированно. Оно просто не смогло бы существовать. Да и смысла нет к этому существованию. Уничтожить всех и в целом мир. Остаться с таким же злом как сам. Не глупо ли? Думаю, это неверная трактовка. Булгаковский Воланд, пожалуй, наиболее подходящий образ дьявола. Талант, творца как раз и заключается в способности увидеть то что другие не видят, отбросив общепринятые каноны.
Гениально, Эдичка судит о апельсинах..). Лавры Набокова примерить решил?:)
Согласен, когда на эту тему выпендрёжного жанрового юмора есть твен, о"генри, аверченко, теффи, зощенко, ..дом-2)
Первый раз прочитал в 70-х в самиздате. Затем два раза перечитывал, пытаясь понять чему восхищаются некоторые окружающие. Могу сказать Мастер - не мой герой, философия Булгакова также не моя.