Три года назад я думал, что бизнес по франшизе - это самый легкий путь на рынок, что следовало из рекламы франшиз и заверений коммерческих директоров от компаний-владельцев франшиз.
Сейчас я крайне негативно отношусь к такому варианту ведения бизнеса, и если бы стоял еще раз выбор зайти на рынок по франшизе или без нее, я не раздумывая зашел бы самостоятельно. Тем не менее, был получен бесценный рыночный опыт, поэтому я не жалею о приобретении франшизы, хоть и закрыл тот проект.
Причина 1: Не верьте тем цифрам, которые вам дают. Им нужно продать Вам идею за паушальный взнос, поэтому цифры красивые. Мои встречные расчеты были не такими красивыми, но это отпарировали тем, что для меня отрасль новая, это статистика по отрасли на уровне среднего, так что все будет еще лучше, если не ленивый. В итоге результат оказался примерно таким, как я в своей модели обрисовал. Опыт меня порадовал - я был прав.
Причина 2: У меня было понимание, что будет организация бизнеса под ключ, поэтому размер паушального взноса выглядел вполне себе нормально. По факту, как в сетевом маркетинге, мне вручили пакет инструкций, по сути общедоступных, несколько часов побеседовали и отправили "работать". На мой взгляд сие не могло стоить больше 10т, против 140т уплаченных.
Причина 3: Ежемесячные платежи за якобы пакет поддержки и пользование брендом... Пакет оказался пустышкой. Бренд неизвестный, сайт не продающий. За первый год на бренд пришел всего один клиент и то! Внимание! По гарантии. Оказалось ранее уже кто то в городе работал и не очень качественно. От меня это утаили, хотя я спрашивал.
Причина 4: Уже после запуска я стал знакомиться с конкурентами. Один из них, узнав про покупку франшизы, посмотрел с недоумением: Зачем? Пришел бы ко мне, сказал бы что хочешь открыть в своем районе филиал, я бы помог и оборудованием и опытом без всяких там роялти, договорились бы.
Причина 5: Я тогда перебрал очень много франшиз, и везде у меня вставал вопрос: "Почему я должен потратить кучу своих денег на непонятные мне элементы оформления". Например, одна из франшиз требовала арендовать помещение в самом дорогом торговом центре города и потратить на его оформление и ремонт порядка 2млн.р. При том, что окупаемость по их темпам 2 года. А мне зачем такие траты? Без них окупаемость 6 месяцев. Но нет, нельзя. Это условия.
Результат. Если не считать себе зарплату и аренду (помещение собственное), франшиза окупилась, но не на 4-5 месяц, а через год. К тому же результату привела бы обычная сдача в аренду используемого помещения. Уже после отказа от франшизы, после ребрендинга, на 2 год поток начал расти, но деятельность надоела. Не так я себе все это представлял. Никакой возможности масштабирования и кратного роста. Все завязано на "незаменимого" человека. И несмотря на вполне устраивающий к середине 3 года доход, проект был закрыт, как бесперспективный.