Не соглашусь с ALEXANDER VANETSEV и отвечу на ваш вопрос с позиций итальянского философа и политического деятеля Антонио Грамши:
Согласно Грамши, функция поддержки гегемонии (господства определенного класса не только путем доминирования, но и путем идеологического лидерства) отведена «органическим интеллектуалам» (идеологам-практикам, формирующим интеллектуальный климат в обществе). Органическую интеллигенцию Грамши противопоставляет интеллигенции традиционной, ошибочно воспринимающей себя как отдельный класс, тогда как объективно является наёмными работниками умственного труда на службе правящего класса. На деле органическая интеллигенция является самой активной частью класса: тогда как задача традиционной интеллигенции — идеологически обосновывать статус-кво, задача органической — требовать его изменение в интересах трудящихся классов. Грамши считал, что любой человек становится органическим интеллектуалом, сознательно участвуя в политической борьбе, соединяя в ней теоретическую работу с практической борьбой за интересы своего класса, и гегемония осуществляется посредством институтов гражданского общества (СМИ, церковь, партии, профсоюзы, образование, культура).
Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности.
Таким образом, разделение на интеллигенцию и народ - это в какой-то степени улица с односторонним движением: все люди являются интеллигентами, но не все они в действительности выполняют в обществе функции интеллигентов, точно также, «как о том, кто жарит себе яичницу или пришивает себе заплату на куртку, не скажут, что он является поваром или портным».
Отвечая на картинку с Л.Н.Гумилевым, которую вы выбрали для заставки:
Огрубляя, когда различают интеллигентов и неинтеллигентов, смотрят, в чем состоит профессия: в интеллектуальной работе или в нервно-мускульном усилии. Но нет такой человеческой деятельности, из которой можно было бы исключить всякое интеллектуальное вмешательство. Наконец, и за пределами своей профессии всякий человек развивает некоторую интеллектуальную деятельность, является «философом», художником, ценителем искусства, разделяет определенное мировоззрение, имеет определенную сознательную линию морального поведения, следовательно, играет определенную роль в поддержании или в изменении мировоззрения, то есть в пробуждении нового образа мыслей. Традиционный и вульгаризированный тип интеллигента обычно видят в литераторе, философе, художнике. Поэтому журналисты, которые считают себя литераторами, философами, художниками, усматривают в себе также «истинных» интеллигентов. И я подозреваю, что именно про такую, к сожалению, широко распространенную в вульгарном понимании интеллигенцию и говорил Гумилев. И если говорить именно об этой "интеллигенции", то ее роль скорее деструктивна: она монополизирует за собой право считаться интеллигенцией; космополитично, если даже не антинационально настроена (это в свое время сыграло плохую шутку с Италией и Германией, в результате чего те долгие годы были раздроблены и объединены только ближе к концу нового времени); порождает смыслы и мемы для внутреннего употребления - "окукливается", и противопоставляет себя народу, тем самым идя наперекор тем функциям, которые органически заложены в интеллигенции как социальной группе.
PS Предостережение читателю: здесь также есть мнение DMITRIY IVANOV, в котором он несколько свысока говорит о работах Грамши, как устаревших. Так вот, в комментариях к другому вопросу он утверждал, что читал его работы, и в то же время возмущался слову "народные массы", одному из базовых понятий социальной философии, не несущему никакой отрицательной коннотации. Собственно, это его беспредметное возмущение достаточно ярко характеризует его знания о Грамши и социальной философии в целом. Надеюсь, с таким маленьким предостережением вам будет вдвойне интересно прочитать его мнение ;)
Про себя он говорил так: я не интеллигент, у меня профессия есть. А он все-таки был крупным историком и мыслителем.