Попытки угадать, что сказал бы тот или иной человек, живший пятьдесят, сто или двести лет назад, по тому или иному современному поводу, обычно обречены на полный провал.
Если рассмотреть именно вопрос о сопоставлении кино и компьютерных игр — через призму отношения общества к кино и играм соответственно, есть риск впасть в ошибку.
Ленин вовсе не шел против тех, кто считал кино бесполезным времяпрепровождением… подозреваю, их мнение было ему глубоко безразлично. Зато он видел в киноискусстве огромный агитационный и просветительский потенциал — в первую очередь за счет того, что в стране огромный процент населения был малограмотен и неграмотен вовсе: тот, кто не умеет читать, и, как следствие, неспособен получать идеологические установки в письменном виде, прекрасно получает их через картинку, а уж через движущуюся картинку — особенно.
Относительно того, есть ли аналогичный потенциал у компьютерных игр? Затрудняюсь сказать. Компьютерные игры можно рассматривать если и не как инструмент формирования мнимой реальности (которая, с большой степенью вероятности, мигрирет в обычную реальность), то уж точно, как поле для исследования программирования сознания, управления реальностью через формирование симулякров…
В общем, те, кто рассматривает компьютерные игры в таком ключе — очень своеобразные с точки зрения морали люди… Не могу похвастаться знакомством с трудами Ленина в части идеологии — не уверен, что создание ложных образов было для него приемлемо. Ложные образы имеют неприятное свойство рассеиваться при столкновении с реальностью — а это едва ли было приемлемо.
При всем своеобразии идеологических подходов того времени, все же есть ощущение, что политики того времени старались добиться успеха не запудриванием мозгов, а убеждением…
Могу ошибаться, так как из Маркса с Энгельсом читал крайне мало, а Ленина, Бухарина, Сталина не читал вовсе…