Прекрасное кино.
Как и любой хороший гуманистический фильм, он совершенно не про супергероев, этих нечеловеческих существ с непонятными намерениями и проблемами. Наконец удалось произвести взрослую и серьёзную картину, причём в рамках бесконечной киновселенной «Людей Икс», которая вроде как довольно консервативная комиксная вселенная (не считая «Дэдпула»).
Это прежде всего кино не о бессмертных мутантах, а именно о красоте и ужасе старения, эстетике декаданса и разложения, если угодно. Здесь больше не эстетизируется насилие: Росомаха разрывает когтями врагов будто бы по привычке, и главная его проблема — вовсе не злодеи, а банальное увядание организма. Что уж говорить о могущественном профессоре Ксавье, который одряхлел и теперь упрямится, как младенец, отказывается пить таблетки. Или мутант-альбинос Калибан, завёрнутый в ветошь, чтобы кожа не расплавилась от прямых солнечных лучей.
Здесь уже говорили, что, мол, такие мрачные фильмы в жанре уже были. Так вот, это, конечно, не удача для жанра супергеройского фильма. Потому что такое кино о человеческой смерти, отстоящее от, честно скажем, несколько примитивных канонов комикса, как раз и символизирует будущее завершение самого жанра комиксного кино. Несложное для потребления супергеройское кино, разъедающее мировой кинопрокат, как адамантий — организм Росомахи, рано или поздно кончится. И вот такая серьёзная драма о старении — первый серьёзный знак для индустрии.
Вымысла и выдумки в фильме, напротив, достаточно: его нельзя считать реалистическим, если там припадок дряхлого старика ментально подавляет людей в радиусе километра, а из рук пожёванного жизнью мужика вылезают по его желанию стальные лезвия. Это именно что удачное сочетание классической комикса с его невероятной, фантастической историей, и жизненной, санденсовской драмы о людях в тяжелейшей ситуации.
И всё это удалось вынуть из нехитрой мысли о том, как бы лучше попрощаться с героями Росомахи и профессора Ксавье, которых актёрам надоело играть. Чудеса студийной изобретательности.