Не соглашусь по поводу того, что просьба объяснить доступно является детектором. Со мной учился парень, который хорошо знал математику на уровне аспиранта мехмата. Он в НМУ ходил долго, не вылетал оттуда. И всю математику на предметах ловил с полуслова, даже если не был знаком с данной темой. Но он был ужасный хиккан и совершенно не умел объяснятся. Несколько раз спрашивала его про какие-то математические вещи, а он не мог доступно объяснить.
Более того, не редкость и преподы, которые хорошо знают свой предмет, а лекции читают из рук вон плохо. Это просто разные навыки. Понимание и умение объяснить доступным языком.
Думаю, что зубрилу можно отличить тем, что он не может ассоциировать заученные абстрактные модели с реальными предметами. Он будет сколько угодно раз пересказывать вам определения, термины, но сделать что-то "руками" на основе этих моделей не сможет.