А вот есть у меня ответ.
Может, неожиданно, но точно эффективно: на уровне языка. Буквально отслеживая, какие выражения вы используете, и заменяя в диалоге и письмах «язык Жертвы» на «язык Автора».
Фишку утащил с базовой Синтон-программы у НИКа, Николая Ивановича Козлова, в 2011. Не реклама, - указание авторства идеи. Я так-то к этому времени, уверяю, был вполне ответственным взрослым профессионалом, папой пятерых детей и пр. Но когда БУКВАЛЬНО ловишь себя на слове и не даёшь лазеек, заменяешь в той же деловой переписке слова, - РЕАЛЬНО сильно продвигает. Из серии, что всё самое эффективное – очень просто.
Да, здесь подразумевается Жертва – обстоятельств, и Автор – своей жизни.
Ниже – моя раздатка для своих тренингов по управлению персоналом. Тут – как внедрять это для других (сотрудников, детей), - и, естественно, это возможно только с принятием и использованием модели для себя.
Позиция Жертвы и позиция Автора
Позиция Жертвы – человек ссылается на обстоятельства.
Язык Жертвы:
не знаю; не умею;
у меня такой характер;
мне не везёт;
мало покупателей;
у людей нет денег;
у нас такие люди (замороженные, злые, жадные; не любят, когда… и т.п.);
мне всё надоело;
попытаюсь;
это всё бесполезно;
у меня хорошо продаётся тот товар, который мне самому нравится;
ворчание… и т.д., и т.п.
Т.е. я не очень-то могу повлиять: вот что-то характер, что-то покупатели, что-то коллеги, что-то руководство (допустим, несправедливо ко мне относится). А я – я нормальный, но что ж тут поделать, я Жертва вот всех таких вот обстоятельств.
Просторечное «Как потерпевший».
Жертва думает и говорит в терминах вины; вина – это вопрос «Кто плохой»? («Они!..», «Я!..»)
«- сложная проблема…»
Позиция Автора – человек ставит свои цели, планирует и делает конкретные шаги к их достижению. Не встаёт вопрос о неких внутренних сущностях, которые «не дают», типа Характера, мистических, вроде Невезения, недружественных внешних: Не Таких покупателях, руководителях, товаре, ценах и пр.
я решил;
я сделаю;
я сделал ошибку и теперь буду делать то-то;
Автор думает и говорит в терминах ответственности (в первую очередь своей); ответственность – это вопрос «Что делать»?
«- интересная задача»
Практически важно:
распознавать «словарь Жертвы» в первую очередь у себя, - и у сотрудников;
ввести в работу с сотрудниками эту модель; быть Жертвой д.б. распознаваемо и неуважаемо. Тогда, когда есть такая общая понятийная система, человеку легко аргументированно «предъявить». А возражения серьёзные само такое деление вряд ли может вызвать: ничего нового – «Кто хочет работать, ищет возможности; кто не хочет – ищет причины».
простое переключение из позиции Жертвы в позицию Автора – это задавание серьёзных вопросов. Лиза, отвечая на ваш вопрос - задавание серьёзных вопросов СЕБЕ. О том, что человек хочет. «Ты сейчас зачем выбрал обидеться?» О том, действительно ли у него есть такой Характер, который сильнее его (и где тогда он, и действительно ли он такой беспомощный перед своим Характером…). О том, как он думает, отчего есть менеджеры, которые с теми же покупателями и товарами из месяца в месяц зарабатывают больше него. И насколько ему интересно было бы освоить знания и умения, которые есть у них и которых пока у него - нет. И т.д. – любые варианты мотивационной беседы. Главная особенность которой – открытые вопросы, которые помогают перейти из детской реактивной позиции Жертвы во взрослую профессиональную проактивную позицию Автора.
...Лиза, простите, что свою методичку привёл "как есть", - понимаю, что ваш вопрос не про сотрудников и не про продажи. Не сочтите за неуважение. Здесь в содержании всё, что хотел вам ответить, - просто поскольку это переписка на ресурсе, кому-то захват темы чуть шире тоже может оказаться интересен, - поэтому не стал редактировать.
Уезжайте в чужой для Вас город, абсолютно одна, без денег и помощи родных, друзей. Поверьте, тут же станете ответственной, самостоятельной, поверите в себя и свои силы)